Система отопления и вентиляции автомобиля служит для регулирования климата в салоне, а также способствует циркуляции в нем воздуха. Отопитель ВАЗ-2110 является одним из основных элементов в этой системе. Именно от его работоспособности зависит, как вы себя будете чувствовать в машине при минусовой температуре на улице. Его конструкция достаточно проста, хотя существенно отличается от «классических» ВАЗов и семейства «Самара». В этой статье мы рассмотрим, что представляет собой отопитель ВАЗ-2110, как он устроен, какие неполадки возникают в его устройстве, а также о том, как их устранить.
В чем отличие от предыдущих моделей
До «десятки» все модели ВАЗ оборудовались «печкой», предусматривающей установку радиатора отопления внутри салона. При этом он размещался со стороны пассажира в очень неудобном для ремонта и замены месте. Чтобы добраться до него, нужно было разбирать половину салона. Кроме того, регулирование подачи теплого воздуха в салон осуществлялось посредством специального крана, приводимого в действие тросом, идущим от рычага на панели управления. Этот кран перекрывал поступление охлаждающей жидкости в радиатор отопителя, тем самым регулируя температуру подаваемого воздуха. Все бы ничего, если бы кран ломался не так часто. Нередко водители с наступлением холодов обнаруживали, что рычаг управления отоплением просто переставал двигаться, что было следствием закисания внутренних элементов запорного устройства. Также подобная неисправность часто становилась причиной течи охлаждающей жидкости из она, естественно, в салон, что создавало дополнительный дискомфорт.
Отопительный радиатор ВАЗ-2110, на радость автовладельцам, установлен не в салоне, а в моторном отсеке, что существенно упрощает доступ к нему, открывая возможность легкой диагностики, ремонта и замены этого элемента. Кроме того, в «десятке» нет этого проблемного и вечно ломающегося краника. Его роль теперь исполняет специальная заслонка, которая, собственно, и регулирует подачу теплого воздуха.
Конструкция «печки»
Сам отопитель ВАЗ-2110 представляет собой разборную конструкцию, состоящую из следующих основных элементов:
- пластиковый кожух (корпус);
- радиатор;
- электродвигатель с вентилятор;
- привод (микромоторедуктор) заслонки;
- заслонка.
Особенности управления отопителем
Охлаждающая жидкость, циркулирующая в системе, постоянно проходит через радиатор «печки», нагревая его. Но здесь уже управление отопителем осуществляется не вручную, а с помощью автоматической системы, которая даже имеет в салоне. Водителю достаточно установить нужный режим, и автоматика самостоятельно будет поддерживать определенный климат. на ВАЗ-2110 следит за всеми происходящими процессами, уведомляя водителя о температуре в салоне.
Управлять отопителем можно и вручную. Для этого достаточно открыть заслонку на необходимый угол и отрегулировать обороты электродвигателя вентилятора.
В принципе, система отопления «десятки» продумана конструкторами достаточно хорошо, однако неисправности ВАЗ-2110, связанные с ней, возникают достаточно часто. Основная причина этому - отсутствие надлежащего обслуживания и низкое качество деталей.
Признаки основных неисправностей «печки»
Признаками того, что отопитель ВАЗ-2110 вышел из строя, являются:
- поступление в салон холодного воздуха при открытой заслонке;
- отсутствие воздушного потока при включенном вентиляторе;
- нагнетаемый в салон воздух недостаточно теплый.
Рассмотрим каждый случай в отдельности.
Почему не греет «печка»
Холодный воздух из дефлекторов может свидетельствовать о следующих неисправностях:
- вышел из строя датчик температуры салона;
- неисправен блок управления отопителем;
- вышел из строя микромоторедуктор, приводящий в движение заслонку;
- неисправен радиатор отопителя (охлаждающая жидкость не циркулирует).
В первом случае следует проверить датчик. Он расположен на потолке в районе лампы освещения. Проверяется он омметром или автомобильным тестером в его режиме. При температуре 20-22 градусов по Цельсию его сопротивление должно составлять около 20 Ом, при 15-16 градусах - в пределах 25 Ом. Если установлено, что датчик неисправен, его следует заменить.
Диагностика контроллера производится путем измерения величины напряжения между розовым и коричневым проводом на большом разъеме. Для этого блок автоматического управления вынимают из посадочного места, включают зажигание и измеряют напряжение вольтметром, прокручивая ручку регулятора. Если его показатель изменяется, контроллер рабочий. В ином случае его нужно отремонтировать или заменить.
Чтобы проверить микромоторедуктор, придется разобрать корпус отопителя и подключить к разъему моторчика питание напрямую от аккумулятора. Если он заработает, причину нужно искать в другом месте. Если же нет, придется его заменить.
Отопительный радиатор ВАЗ-2110 также способен доставить немало хлопот. В среднем его приходится менять раз в 2-4 года.
Причиной этому служит либо появление внутренних наслоений накипи, образующихся вследствие низкого качества металла, из которого он изготовлен, либо же использование низкосортной охлаждающей жидкости. Радиатор «печки» ВАЗ-2110 может иметь алюминиевую или медную конструкцию. Последняя версия предпочтительней, так как, в отличие от алюминиевой, служит гораздо дольше и в случае течи может быть отремонтирована (запаяна).
Вентилятор не гонит воздух
Если при включении вентилятора отопителя он не работает, здесь может быть всего три основные причины:
- неисправен резистор (регулятор);
- перегорел предохранитель вентилятора;
- вышел из строя электродвигатель.
Резистор проверяется путем измерения сопротивления на его выводах. Сам регулятор, как, в принципе, и другие электронные приборы ВАЗ-2110, выходит из строя довольно редко, чаще проблема заключается в отсутствии контакта или обрыве проводки.
Предохранитель вентилятора находится в расположенном в моторном отсеке. Определить его исправность можно обычным тестером. Если он неисправен, замените его.
Проверка электродвигателя, как и в случае с микромоторедуктором, заключается в его прямом подключении к клеммам аккумулятора.
Может быть и такая ситуация, когда все работает, но поток воздуха слишком слабый. Это может быть вызвано засорением фильтра салона. Почистите, а лучше замените его на новый.
Почему воздух не нагревается
Случается и так, что и бортовой компьютер на ВАЗ-2110, получив задачу на прогрев салона до определенной температуры, не может с ней справиться. Радиатор вроде бы исправен, вентилятор работает, а подаваемый воздух недостаточно теплый. Первой причиной может быть все тот же датчик температуры, проверив сопротивление которого, можно дать оценку его работоспособности. Вторая возможная причина - заклинившая заслонка. Да, такое часто случается. Заслонка нагревается, расширяется и клинит. Диагностировать подобную неисправность можно, разобрав фронтальные дефлекторы и пошевелив отверткой механизм перекрытия воздуха при включенном отоплении.
Но чаще всего недостаточный подогрев ВАЗ-2110 является следствием халатности автовладельца. Отсутствие необходимого уровня охлаждающей жидкости приводит к тому, что она заходит в радиатор отопителя, не заполняя его полностью. В этом случае, прежде чем долить тосол или антифриз, не будет лишним проверить систему на герметичность. Скорее всего, где-то имеет место течь охлаждающей жидкости.
- Всегда заливайте в систему только качественную охлаждающую жидкость, предусмотренную заводом-изготовителем автомобиля.
- Постоянно контролируйте уровень а также обращайте внимание на давление в системе охлаждения. Подтекания из-под пробки расширительного бачка могут свидетельствовать о том, что где-то образовалась пробка.
- Проверяйте состояние фильтра салона, чтобы не допустить попадания грязи, пыли и посторонних предметов в отопитель.
- Даже в летнее время иногда проверяйте работу вентилятора отопителя и микромоторедуктора, включая их на непродолжительное время.
- Не допускайте попадания воды в корпус «печки».
- Обнаружив течь в радиаторе отопителя, отремонтируйте или замените его на новый.