Домой Двигатель Язычество древних славян на руси жертвоприношения. Жертвоприношения славян. Жертвоприношения в эпоху христианства

Язычество древних славян на руси жертвоприношения. Жертвоприношения славян. Жертвоприношения в эпоху христианства

Один из самых распространённых мифов, придуманных некогда про славянскую веру - это миф о её крайней жестокости и кровожадности.

Считается, что человеческие жертвоприношения были для наших предков делом обычным, причём совершались они на глазах у всей разношерстной публики, посетившей в праздничный день капище: на убийство человека-де смотрели и женщины, и дети, и сумасшедшие, и люди с ослабленной психикой.

Для христианской церкви, очень жёстко соперничавшей с родной верой славян, сочинение подобных мифов имело вполне прикладное значение.

Разве имеет право на жизнь религия, где волхвы - профессиональные убийцы, а верующие - невольные их сообщники? Конечно, нет!

Остаётся только изобразить славянскую веру таковой и заставить народ в это поверить.

Один из самых надёжных, по мнению церкви и официальной науки, источников, якобы подтверждающих, что у славян были распространены ритуальные убийства людей - древнерусские летописи.

Но так ли уж серьёзны их свидетельства?

О человеческих жертвоприношениях наши летописи упоминают дважды.

«Повесть Временных Лет» рассказывает, что в 980 году князь Владимир «поставил кумиры на холме за теремным двором... И приносили им жертвы, и приводили своих сыновей и дочерей, и осквернилась кровью земля Русская и холм тот», а три года спустя, по свидетельству той же летописи, киевляне решили во что бы то ни стало «зарезать в жертву богам» молодого варяжского юношу: когда его отец отказался отдать своего сына «бесам», киевляне «кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили».

В первом случае летописец говорит, что Русская земля осквернилась кровью: если бы ритуальные убийства совершались часто и последовательно, оскверняться на Русской земле, по логике летописи, было бы уже нечему.

Как справедливо заметил С. Лесной в своей книге «Откуда ты, Русь?», «если бы до Владимира существовали человеческие жертвоприношения, то нечего было об этом летописцу писать и негодовать: дело было бы обычное; на деле же подчёркнуто, что именно с Владимира земля Русская осквернилась кровью людей, принесённых в жертву» .

Впрочем, неизвестно, говорил ли вообще летописец о собственно человеческих жертвоприношениях - если наши предки приводили на капище своих сыновей и дочерей (как буддисты водят своих детей в храмы, мусульмане - в мечети и т.п.), то это ещё совсем не значит, что их там непременно убивали, а касаемо того, что, как говорит летопись, «преблагой Бог не захотел гибели грешников» - здесь речь идёт, очевидно, о духовной смерти: христианские «просветители», как известно, были почему-то уверены, что они одни обладают некой «божественной истиной», а все остальные, Богом якобы отвергнутые, глупы, слепы и нравственно разлагаются.

Что касается убийства варягов - разве можно назвать преступление, совершенное буйной толпой, религиозным жертвоприношением?

Летописец не упоминает о присутствии при этом злодеянии ни волхвов, ни жрецов, совершалось оно, слава Богам, вовсе не на капище, да и религиозным ритуалом произошедшее назвать язык не поворачивается.

Интересно, что киевлянам захотелось убить юношу-варяга не абы когда, а именно после того, как князь Владимир «победил ятвягов, и завоевал их землю».

По всей видимости, в жителях Киева взыграли патриотические чувства и зачесались руки, а отношения с варягами, и, тем паче христианами, были тогда крайне напряжёнными.

Выходит, варяги просто-напросто попали под горячую руку, причём, варяг-отец кажется, сделал всё возможное, чтобы толпа не угомонилась, буйствовала как можно дольше и с максимально возможным количеством жертв и разрушений: глумился над славянскими Богами, как только мог.

Древнерусские летописи ничего не говорят о традиции человеческих жертвоприношений на Руси, даже наоборот: ритуальное убийство человека (если таковые и совершались) было событием «сверхнетрадиционным», событием государственного масштаба.

Вообще, если приглядеться ко всем признаваемым официальной наукой источникам, уверяющим, что принесение людей в жертву Богам было у славян достаточно распространённым явлением, можно заметить одну общую деталь: их авторы относились к нашим предкам и их религии с громадным предубеждением и старались перещеголять друг друга по количеству и качеству поклёпов на славянскую веру.

Яркий пример подобного «идеологического летописания» приводит Б.А. Рыбаков в книге «Язычество Древней Руси»:

«...Там, где Григорий Богослов говорит о человеческих жертвах у крымских тавров, он употребляет слово enoktonia, т.е. ритуальное убийство иноземцев, а русский автор заменил его “деторезаньем”, т.е. принесением в жертву младенцев» .

Увы, трудно не согласиться с фразой из решения Синода от 1734 года: «Летописи полны лжи и позорят русский народ».

Славян пытались оклеветать даже те народы, у которых на этот счёт, мягко говоря, рыльце в пушку.

Ни у кого, например, не вызывает сомнений, что у греков человеческие жертвоприношения были в ходу и приняли вид вполне устоявшегося обычая, но это не мешает современной западной цивилизации считать себя наследницей античной культуры, и, мало того, этим гордиться.

В случае же со славянами ситуация совершенно обратная: традиционность принесения людей в жертву совершенно не доказана, но малейшее упоминание о том, что, вероятно наши предки всё-таки приносили людей в жертву, вызывает целую бурю эмоций у «ревнителей национальной чести», которые уже давно предлагают забыть славянскую веру и вообще древнюю «дикую» историю русского народа, как страшный сон.

Хотя, если проявить к славянской вере немного положительного внимания, то можно заметить, что не так уж и страшен чёрт, как его малюют.

В то время, как греки на праздник Аполлона, проводившийся в начале июня, выбирали двух людей (юношу и девушку), вешали им на шеи гирлянды смоквы, заставляли бегать под звук флейт вокруг города, а потом сжигали их вымотавшихся на костре и бросали прах в море, - славяне шили на Купалу две куколки, мужскую и женскую, и символически бросали их в купальский костёр, не нарушая праздничного настроения и оставляя людям светлые, добрые впечатления о прошедшем торжестве.

Да и как, собственно, может быть по-другому со славянским отношением к человеческой жизни?

Узнать, каким было это самое отношение к человеку, можно, например, прочитав Влескнигу (ВК) - единственный по-настоящему независимый источник, рассказывающий о жертвоприношениях в славянской вере (справедливости ради нужно заметить, что споры о подлинности ВК в России почти утихли, а в прочих странах прекратились уже давно).

Влескнига говорит, воспроизводя послание Сварога Арию, древнему предводителю славян: «Сотворю вас от перстов моих. И будет говориться, что [вы] есте сыны Истварега. И станете сынами Иствареговыми и будете как дети Мои, и Дажьде будет Отец ваш» .

Неужто наши предки думали, что люди - потомки Богов и, одновременно, что ритуальное убийство человека, Дажьбожьего внука, может благотворно сказаться на отношениях с божественным миром? Верится с трудом.

К тому же, не зря сказано, что славяне сотворены от перстов Сварога, Творца: человек в славянской вере - не временный гость в явленном мире и не божий раб, а непременный соучастник бесконечного творения Вселенной, соратник Богов и их помощник: опять-таки, приносить человека в жертву крайне неразумно.

«Есть у нас истинная вера, - сказано в ВК, - которая не требует человеческой жертвы. А то делается у ворягов, которые поистине, всегда совершавшие её, именовали Перуна Паркуном, и тому жертву творили. Нам же следует полевую жертву давать...

Так во всяком случае, что Греци начнут говорить о нас, что мы приносим людей в жертву - а то лживая речь, и нет такого на самом деле, и у нас другие обычаи. А тот, кто хочет повредить другим, говорит недоброе» .

Конечно, у славян всегда были есть и будут враги, говорящие недоброе: обидно не это, обидно, что наш народ постепенно к этому привык и начал соглашаться с клеветой, со всех сторон на него льющейся.

1. Сергей Лесной, «Откуда ты, Русь?»: Ростов-на-Дону, Донское слово, 1995 г.
2. Б.А. Рыбаков, «Язычество Древней Руси». - М., 1987.
3. Влескнига III. Исходные тексты, буквальный перевод. Пер. с древнерусского, подготовка древнего текста: Н.В. Слатин. - Омск, 2005. - С. 123.
4. Там же. - С. 39.

Практика жертвоприношений существовала во все времена и практически у всех народов мира. Практиковалось такое и на Руси.

Бескровные жертвы – миф?

Существует мнение, что жертвоприношения древнеславянским божествам являлись бескровными. Якобы им «подносили» лишь зерно, фрукты и другую пищу. Однако есть и масса совсем иных свидетельств.

В начале Х века арабский путешественник Ахмад Ибн-Фадлан описал похороны знатного руса, на которых в жертву вместе с усопшим были принесены домашняя птица и скотина, а также одна из его жен или наложниц.

В жертву могли приносить и пленных. Византийский историк Лев Диакон свидетельствует: «Воины князя Святослава после битвы собрали своих мертвецов и сожгли их, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили нескольких младенцев и петухов, топя их в водах Истра» .

Немецкий хронист Титмар Мерзебургский утверждает, что у славян «страшный гнев богов умилостивляется кровью людей и животных» . Гельмольд из Босау в «Славянской хронике» сообщает, что славяне «приносят богам своим жертвы волами, и овцами, а многие и людьми-христианами, кровь которых, как уверяют они, доставляет особенное наслаждение их богам» .

«Повесть временных лет» утверждает, что в 983 году в правление князя Владимира еще до принятия Русью христианства в Киеве должны были принести жертву Перуну. Жребий пал на сына одного христианина-варяга. Отец отказался отдавать свое чадо на заклание, и оба были растерзаны язычниками. Феодор и Иоанн считаются первыми христианскими мучениками на Руси.

Смерть Снегурочке!

В некоторых регионах традиция человеческих жертвоприношений существовала вплоть до XVII века! Несчастных заживо разрывали на куски и разбрасывали их мясо по полям – считалось, что тогда хлеб уродится, а ведь от этого зависело всеобщее благосостояние.

Празднование Масленицы на Руси первоначально было связано с прославлением бога Солнца Ярилы. Отсюда и термин, дошедший до наших дней – «Кровавая Масленица». Пролитая кровь гарантировала защиту от невзгод – например, засух и наводнений.

Даже традиционный образ Снегурочки, по мнению фольклористов, может быть связан с обычаем принесения в жертву Богу зимы живой девушки: ее опаивали и привязывали в лесу, где она стояла до весны, покрытая снегом и льдом. По одной из версий, предшественницей Снегурочки являлась так называемая Кострома, которая, если верить обрядовым песням, при странных обстоятельствах умирает во время праздника. Впоследствии возникла традиция сжигать чучело Костромы на Масленицу. Вот что пишет об этом академик Б.А. Рыбаков в книге «Язычество Древней Руси»: «Во временных трансформациях обряда кукла Костромы или Купалы заменила собою не божество Кострому или Купалу (правы исследователи, отрицающие существование представлений о таких богинях), а жертву, человеческую жертву, приносимую в благодарение этим природным силам и их символам» .

Также, по мнению исследователя, в русалок на Руси превращались, согласно поверьям, вовсе не девушки, утопившиеся по доброй воле, а которых утопили насильно, принесли в жертву речному божеству.

Бытовала также в славянский период традиция отводить немощных стариков, становящихся обузой для своей семьи, в глухой лес и там оставлять под деревом. Кого-то съедали дикие звери, кто-то погибал от голода и холода… Либо их забивали насмерть ударом по голове, топили, закапывали живьем в землю. Это тоже выглядит как жертвоприношение. Могли «откупаться» людьми от диких зверей. Например, если деревню начинал терроризировать медведь, загрызал скот, устраивали «медвежью свадьбу», привязав в лесу к дереву у медвежьего логова выбранную по жребию девушку в наряде невесты. Этот обряд описан в книге Ю.В. Кривошеева «Религия восточных славян накануне крещения Руси».

Теорию о принесении славянами Древней Руси в жертву людей подтверждают и археологические находки. В частности, в районе Звенигорода был обнаружен ритуальный могильник, в котором находился скорченный скелет подростка, окруженный разрубленными на части останками коров. В земляной пол был воткнут наконечник стрелы, что характерно именно для жертвенных ритуалов славян. Находили и другие похожим образом захороненные трупы, в основном детей и младенцев.

Жертвоприношения в эпоху христианства

В Российской империи, если где-нибудь начинался падеж скота, местные крестьянки совершали так называемый обряд опахивания. При этом приносили в жертву животное. Однако, если на пути процессии попадался какой-нибудь мужчина, то он считался олицетворением болезни или смерти, против которой был направлен ритуал. Такого бедолагу колотили чем придется, пока не забивали насмерть, поэтому, завидев шествие, все лица мужского пола пытались убежать подальше или спрятаться.

В 1861 году один из жителей Туруханского края, чтобы спастись от эпидемии смертельной болезни, добровольно принес в жертву свою малолетнюю родственницу, закопав ее живьем в землю.

В наше время жертвоприношения практикуются разве что членами сатанинских сект. И то по большей части это ритуальные убийства животных – например, кошек и крыс. Хотя случается всякое. Да, ритуальные убийства встречаются нечасто, но с другой стороны, это не такая уж и редкость…

Когда в 1940-х годах Америка и Советский Союз последовательно испытали ядерную бомбу, обе сверхдержавы решили, что за атомом – будущее. Различные масштабные проекты с использованием силы полураспада изотопов урана и других элементов с подобными свойствами разрабатывались чуть ли не десятками.

Одна из этих задумок заключалась в создании «атомных пуль», чья мощь была бы столь разрушительна, как и у ядерной бомбы. Вот только информации об этих разработках осталось ничтожно мало, и вся эта история обросла таким количеством небылиц, что сегодня является полумифом, в правдивость которого мало кто верит.

Атомные пули встречаются в ряде образцов научной фантастики. Но в какой-то момент советские военные инженеры всерьез задумались о возможности создать боеприпасы, в составе которых был бы радиоактивный элемент. Справедливости ради, следует указать, что в некотором роде эти мечтания были воплощены в жизнь и активно используются сегодня. Речь идет о бронебойных подкалиберных снарядах, в составе которых действительно содержится уран. Вот только в этих боеприпасах он обедненный и используется совсем не как «маленькая ядерная бомба».

Что касается непосредственно проекта «атомных пуль», то согласно ряду источников, которые стали появляться в СМИ уже в 1990-х, советским ученым удалось создать боеприпасы калибра 14,3 мм и 12,7 мм для тяжелых пулеметов. Кроме того, есть информация о пуле 7,62 мм. Примененное же оружие в этом случае разниться: одни источники указывают, что пули этого калибра изготовили для автомата Калашникова, а другие - что для его станкового пулемета.

По планам разработчиков, столь необычные боеприпасы должны были иметь огромную мощь: одна пуля «запекала» бронированный танк, а несколько – стирали с лица земли целое здание. Согласно опубликованным документам, были не только изготовлены опытные образцы, но и проведены успешные испытания. Однако на пути этих утверждений встала, в первую очередь, физика.

Сначала это было понятие критической массы, которое не позволяло использовать для атомных пуль традиционные в изготовлении ядерных бомб уран 235 или плутоний 239.

Тогда советские ученые решили применять в этих боеприпасах недавно открытый трансурановый элемент калифорний. Его критическая масса всего 1,8 грамма. Казалось бы, достаточно «сжать» нужное количество калифорния в пулю, и получится ядерный взрыв в миниатюре.

Но тут возникает новая проблема – излишнее тепловыделение при распаде элемента. А пуля с калифорнием могла выделять около 5 ватт тепла. Это делало ее бы опасной и для оружия, и для стрелка – боеприпас мог застрять в патроннике или в стволе, а мог самопроизвольно взорваться во время выстрела. Решение этой проблемы пытались найти в создании специальных холодильников для пуль, однако их конструкция и особенности эксплуатации довольно быстро сочли нецелесообразными.

Главной же проблемой использования калифорния в атомных пулях было истощение его как ресурса: элемент быстро заканчивался, особенно после введения моратория на испытания ядерного оружия. Кроме того, к конце 1970-х годов стало очевидно, что и вражескую бронетехнику, и сооружения можно успешно уничтожать и более традиционными методами. Поэтому, согласно источникам, проект окончательно закрыли в начале 1980-х годов.

Несмотря на ряд публикаций о проекте «атомная пуля», находится немало скептиков, которые решительно отвергают информацию, что подобные боеприпасы когда-либо существовали. Критике поддается буквально все: от выбора калифорния для изготовления пуль до их калибра и использовании оружия Калашникова.

На сегодняшний день история этих разработок превратилась в нечто среднее между научным мифом и сенсацией, информации о котором слишком мало, чтобы сделать однозначные выводы. Но с уверенностью можно утверждать одно: сколько бы правды ни было в опубликованных источниках, такая амбициозная задумка сама по себе в рядах не только советских, но и американских ученых, бесспорно, существовала.


Сложная тема человеческих жертвоприношений, в родноверии поднимается редко
. Тут нужно учитывать 2 момента.

Во-первых, часть родноверов отрицает вообще возможность хоть каких-либо кровавых треб.

Во-вторых , те, кто понимает, что кровавые требы были, просто не говорит об этом в слух. Но этот сложный вопрос придётся осветить. До нас это уже сделано многими авторами. Поэтому не ставим себе в задачу дать хронологию, или заявить о проблеме.

Встала необходимость поговорить о типологии жертвоприношений .

Существует 2 вида жертвоприношений, условно мы их поделим на человеческие жертвоприношения и жертвоприношение животных, растений, пищи и т.п. Не человеческие жертвоприношения (требы) были повсеместны у язычников. Задабривали богов во время торговли, праздников, просьб и т.п.

Если говорить о человеческих жертвоприношениях, можно выделить 3 типа жертвоприношений .

Добровольное, жертвоприношение христианина, вынужденное жертвоприношение язычников во время кризисных ситуаций. Человеческая жертва самая сильная, поэтому менее распространённая.

Человеческие жертвоприношения можно разделить и по типу. Сожжения (кремации) удостаивались только язычники, христиан могли закалывать или разрубать на части. Это связано с представлениями предков о загробном мире. Пленные и христиане, как иноверцы, не могли удостоиться такого вида жертвоприношения.

Так же хотелось бы задаться вопросом. Является ли жертвоприношением добровольное умерщвление жены умершего славянина? По ходу работы попытаемся разобраться в этих вопросах.

Человеческие жертвоприношения известны многим народом. Славяне не исключение в этом вопросе. Источников, которые описывают человеческое жертвоприношение у славян очень много.

Как отмечает Седов В.В. «Древние авторы (Маврикий, Иоанн Эфесский) неоднократно упоминают о многочисленных стадах, находившихся во владениях славян. На славянских поселениях найдены небольшие глиняные фигурки животных, очевидно связанные с ритуалом жертвоприношения, подчеркивающие значение домашних животных в жизни и быте славян ».

Экономическая основа жизни славянства - земледелие - наложила значительный отпечаток на языческие верования. Согласно языческому календарю, большинство обрядовых празднеств отражало определенный цикл сельскохозяйственных работ. Сельскохозяйственные продукты были основными языческими жертвоприношениями.

Но, с 6 по 10 век есть много свидетельств о человеческих жертвоприношениях. Правда указывается только о добровольном умерщвлении женщин, после кончины мужа. Об этом писал еще в VI в. Маврикий. О таком же обычае упоминал св. Бонифаций в VIII в., подробно его описывали арабские писатели IX-X вв. Такое добровольное умерщвление славянских женщин Масуди в «Золотых лугах» объясняет тем, что «жены пламенно желают быть сожженными вместе со своими мужьями, чтобы вслед за ними войти в рай». Если Фадлан и Масуди описывают это обрядовое действие как ритуальное сожжение, то в сочинение Ибн-Русте “Дорогие ценности” он описывает этот обряд так: «Если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она особенно любила его, то она приносит к его трупу два столба, их вбивают стоймя в землю, потом кладут третий столб поперёк, привязывают посреди этой перекладины верёвку, она становится на скамейку и конец [верёвки] завязывает вокруг своей шеи ». Про особую любовь отмечает и Фадлан: «когда умер вышеупомянутый человек, то сказали его девушкам: кто умрет с ним? и одна из них ответила: я! ». Так же, не заметно принудительных коннотаций. На добровольность указывает и Ибн Мискавейх описывая поход Русов на мусульман. Если погибал кто из Русов то «слугу его, если он любил его, согласно их обычаю (хоронили вместе)».

На наш взгляд, приписка этих похоронных обрядов к жертвоприношениям крайне условно. В мировоззрении славян язычников загробный мир значительно лучше явного. Поэтому славяне и умирали в бою не отступая и на костёр за мужем всходили. Это было заложено в ментальности. Да, если смотреть на это с сегодняшней мировоззренческой позиции, то это действие имеет, безусловно, жертвенную окраску. Но, предки рассматривали это как уход за супругом в лучшую жизнь, и это не рассматривалась как жертва . Более уместным будет отнести это к похоронной традиции, и собственно, вынести за скобки в данной проблеме. В подтверждение наших слов приведём цитату из труда Псевдо-Маврикия: «Жены же их целомудренны сверх всякой человеческой природы, так что многие из них кончину своих мужей почитают собственной смертью и добровольно удушают себя, не считая жизнью существование во вдовстве ».

Немецкие хронисты и в частности, Титмар Мерзебургский говорит, что у славян «страшный гнев богов умилостивляется кровью людей и животных». Если у Фадлана описан обычай приносить овец и прочий скот в жертву богам для улучшения торговли, то Титмар говорит что гнев богов «умилостивляется кровью людей». Вот только остаётся непонятным, кровь тоже использовалась как треба. Было ли в обряде именно умерщвление, или просто описывалась клятва кровью, по источнику не понятно.

Первые реальные упоминания о человеческих жертвоприношениях, которые не поддаются опровержению встречаются у Гельмольда в «Славянской хронике».

По Гельмольду, славяне «приносят богам своим жертвы волами, и овцами, а многие и людьми-христианами, кровь которых, как уверяют они, доставляет особенное наслаждение их богам ». Свянтовиту ежегодно приносят в жертву «человека-христианина, какого укажет жребий» ...

По мнению многих учёных (Афанасьев, Топоров) отголоски древнего обычая человеческих жертвоприношений у восточных и южных славян сохранялись почти до современности. Они прослеживаются в деградированном и трансформированном виде, когда вместо человека на тот свет отправляли чучело или куклу, устраивали инсценировку такой жертвы во время праздника (похороны Костромы, Ярилы, Морены, проводы Масленицы).

Подтверждает человеческие жертвоприношения археология. Особенно много ритуальных ям, колодцев и т.п. находят в капищах возле Звенигорода.

Так, в сооружении 3, расположенном на дороге, ведущей на священную гору, лежал скорченный скелет подростка и кругом него в один слой уложены разрубленные на части туши коров, их наиболее мясные и съедобные части (позвонки с ребрами, бедренные кости) и четыре коровьи челюсти. Среди костей в земляной пол был воткнут наконечник стрелы. Это сооружение принадлежит к типу жертвенных ям, широко известных в славянских землях. В нем нет признаков жилых или хозяйственных помещений, что указывает на жертвоприношение, а не на обряд похорон.

Второй скорченный скелет на городище Звенигород найден в колодце, расположенном на террасе в южной части святилища. Скелет принадлежал мужчине лет 30-35, череп которого на темени пробит острым орудием. Рядом со скелетом лежал топор, оковка деревянной лопаты и обломки посуды XII в. Возможно, что около убитого положены орудия, при помощи которых было совершено жертвоприношение.

Но, есть мнения, что кости и некоторые трупы нельзя дифференцировать как жертвоприношения ввиду слабых контекстуальных привязок. Так кости и части тела могли быть принесены на капище из походов. И волхв отправлял в мир иной то, что осталось от воина. Так же тела могу быть похоронены на капище в честь уважения. Существовало несколько похоронных обычаем Это и захоронение в позе эмбриона, и трупосожжении, и трупосожжении с закапывание в землю и трупоположения. Несколько видов могли перекликаться в одну эпоху, поэтому то что считается насильственной смертью, может быть и обряд похорон. Но, всё это нам не даёт право исключить жертвоприношения у славян. Оно было, но уже с 6 века это было не повсеместно, а к 10 веку это уже было ближе к изуверству, рудиментально это закрепилось вплоть до 19 века.

В Звенигороде находили и трупы детей и младенцев, отдельные части тела и многое другое, что позволяет однозначно утверждать, что человеческие жертвоприношения у славян имели место быть. Так же много костей найдено возле Храмы Аркона. В местах человеческих жертвоприношений очень часто находили крестики, а в Звенигороде было найдено даже кадило. Это позволят говорить о том, что скорее всего, в жертву всё же приносили христиан.

Вопросы, касательно жертвоприношений у славян далеко не все изучены. И есть множество их интерпретаций. Но далеко не все типы и виды жертвоприношений, были насильственными. Ритуалы жертвоприношений всё же бытовали и у западных и у южных и у восточных славян. Но это совершенно не говорит о их чрезмерной жестокости или новизне обрядов. Жертвоприношения известны практически у всех индоевропейцев.

Новое на сайте

>

Самое популярное