Домой Тормоза Построчный критический* разбор музыкального произведения «Город под подошвой» исполнителя Oxxxymiron. Текст песни – Город под подошвой (Оксимирон) Я не биоробот с позитивной лыбой комсомольца

Построчный критический* разбор музыкального произведения «Город под подошвой» исполнителя Oxxxymiron. Текст песни – Город под подошвой (Оксимирон) Я не биоробот с позитивной лыбой комсомольца

Дон ли, Волга ли течет. Котомку - на плечо
Боль в груди - там тайничок, открытый фомкой, не ключом
Сколько миль еще? Перелёт короткий был не в счет
Долгий пыльный чес, фургон набит коробками с мерчем
Верим - подфартит, наши постели портативны
Менестрелю - два пути: корпоратив или квартирник
Схемы однотипны. Все теперь MC
Ведь смену породив, мы здесь достигли смены парадигмы
Теперь рэп - многопартийный. Бэттлов наплодив
Я смотрю в зеркало по типу "Сколько бед наворотил ты!?"
Я б весь рэп поработил, но все время в пути
У индустрии нервный тик, валокордин - стенокардийным
Соберите суд, но победителей не судят
Мы первые кроманьонцы - мы выбились в люди
Не пизди! Я кладу на вас, челядь, пятикратно
Ведь мы выступаем сильно, будто челюсть питекантропа








Мимо тополей и спелого хлеба полей
Где приведения Есенина, крест, молебен, елей
Из минивэна вижу землю, вижу небо над ней
Мы все преодолеем, если нет, то я не Водолей
Наша земля топит одиночек как щенят
Был чужой, но Охра, Порчи, Илья - больше, чем семья
Бомбу ночью сочинял, что есть мочи начинял
Я так хотел принадлежать к чему-то большему, чем я
Мир пустой, хоть с каждым вторым перезнакомься
Я не биоробот с позитивной лыбой комсомольца
AY! Избавь меня от ваших панацей
Домашний Парацельс, ведь для меня *башить - самоцель
Подустал? Нам насрать, Тони Старк, как стандарт
Пара стран, автострад. Краснодар, Татарстан, Москвабад
Паспорта, гам эстрад, нарасхват
Хоть по МКАД"у на старт, хоть на Мадагаскар (Ты знаешь!)

Весь мой рэп, если коротко, про то, что
Уж который год который город под подошвой
В гору, когда прет. Потом под гору, когда тошно
Я не то, что Гулливер, но все же город под подошвой
Город под подошвой, город под подошвой
Светофоры, госпошлины, сборы и таможни
Я не знаю, вброд или на дно эта дорожка
Ты живешь под каблуком, у меня - город под подошвой

Дай силенок тут, не свернуть и не сломаться
Есть маршрут и есть на трассе населенный пункт
И там нас сегодня ждут. Нытик, не будь женственным
У Руслана в деке саундтреки к путешествию
Снова *бло заспано, снова подъем засветло
Снова броник, снова дорога, мешок - за спину
Все наскоро, в поле насрано, дождь, пасмурно
Мост в Асгард - после, пусть просто везет с транспортом
Я делаю каждый свой куплет автопортретом
Час на чек, читаем рэп, как логопед под марафетом
Трафарет на парапетах: лого на стене везде
Мое ученье - всем, как Магомеда с Бафометом
Я - звезда? Дайте теплый плед и капюшон
Салфетки жопу вытирать - и все, отметка "Хорошо"
Раньше говорили "Я бы с ним в разведку не пошел"
Я с тобой в тур не поехал - ты проверку не прошел (Хоуми, знай!)

Мой рэп, если коротко, про то, что
Уж который год который город под подошвой
В гору, когда прет. Потом под гору, когда тошно
Я не то, что Гулливер, но все же город под подошвой
Город под подошвой, город под подошвой
Светофоры, госпошлины, сборы и таможни
Я не знаю, вброд или на дно эта дорожка
Ты живешь под каблуком, у меня - город под подошвой

Текст трека «Город под подошвой» :

Куплет 1:

Дон ли, Волга ли течет. Котомку — на плечо

Боль в груди — там тайничок, открытый фомкой, не ключом.

Сколько миль еще? Перелет короткий был не в счет,

Долгий пыльный чес, фургон набит коробками с мерчем.

Верим — подфартит, наши постели портативны,

Менестрелю — два пути: корпоратив или квартирник,

Схемы однотипны. Все теперь MC.

Ведь смену породив, мы здесь достигли смены парадигмы.

Теперь рэп — многопартийный. Бэттлов наплодив,

Я смотрю в зеркало по типу «Сколько бед наворотил ты!?»

Я б весь рэп поработил, но все время в пути,

У индустрии нервный тик, валокордин – стенокардийным.

Соберите суд, но победителей не судят,

Мы первые кроманьонцы — мы выбились в люди,

Не пизди! Я кладу на вас, челядь, пятикратно,

Ведь мы выступаем сильно, будто челюсть питекантропа!

Припев:

Я не то, что Гулливер, но все же, город под подошвой,

Куплет 2:

Мимо тополей и спелого хлеба полей,

Где приведения Есенина, крест, молебен, елей,

Из минивэна вижу землю, вижу небо над ней,

Мы все преодолеем, если нет, то я не Водолей.

Наша земля топит одиночек как щенят,

Был чужой, но Охра, Порчи, Илья — больше, чем семья,

Бомбу ночью сочинял, что есть мочи начинял,

Я так хотел принадлежать чему-то большему, чем я.

Мир пустой, хоть с каждым вторым перезнакомься,

Я не биоробот с позитивной лыбой комсомольца!

AY! Избавь меня от ваших панацей,

Домашний Парацельс, ведь для меня ебашить – самоцель!

Подустал? Нам насрать, Тони Старк как стандарт.

Пара стран, автострад. Краснодар, Татарстан, Москвабад.

Паспорта, гам эстрад, нарасхват.

Хоть по МКАД’у на старт, хоть на Мадагаскар. (Ты знаешь!)

Припев:

Весь мой рэп, если коротко, про то, что

Уж который год, который город под подошвой,

В гору, когда прет — потом под гору, когда тошно,

Город под подошвой, город под подошвой,

Светофоры, госпошлины, сборы и таможни,

Я не знаю, вброд или на дно эта дорожка,

Ты живешь под каблуком, у меня — город под подошвой!

Куплет 3:

Дай силенок тут, не свернуть и не сломаться.

Есть маршрут, и есть на трассе населенный пункт.

И там нас сегодня ждут. Нытик, не будь женственным,

У Руслана в деке саундтреки к путешествию!

Снова ебло заспано, снова подъем засветло,

Снова броник, снова дорога, мешок — за спину,

Все наскоро, в поле насрано, дождь, пасмурно,

Мост в Асгард — после, пусть просто везет с транспортом.

Я делаю каждый свой куплет автопортретом,

Час на чек, читаем рэп, как логопед под марафетом,

Трафарет на парапетах: лого на стене везде

Мое ученье — всем, как Магомеда с Бафометом.

Я — звезда? Дайте теплый плед и капюшон,

Салфетки жопу вытирать — и все, отметка «Хорошо».

Раньше говорили: «Я бы с ним в разведку не пошел»

Я с тобой в тур не поехал — ты проверку не прошел (Хоуми, знай!)

Припев:

Мой рэп, если коротко, про то, что

Уж который год, который город под подошвой,

В гору, когда прет. Потом под гору, когда тошно,

Я не то, что Гулливер, но все же город под подошвой,

Город под подошвой, город под подошвой,

Светофоры, госпошлины, сборы и таможни,

Я не знаю, вброд или на дно эта дорожка,

Ты живешь под каблуком, у меня — город под подошвой!

Аутро:

My whole life, whole-whole, whole life

Whole — whole, whole life on the road . (Вся моя жизнь – дорога).

Скажем о треке в общем: Oxxxymiron написал трек фактически про себя, т.е. «Город под подошвой» — это, отдалённо, автобиография Oxxxymiron’a. В треке он превозносит себя во главу рэпа и, естественно, унижает других рэп – исполнителей, но это скорее особенность жанра в целом, чем исполнителя в частности.

Начнём построчный разбор:

Куплет 1:

«Дон ли, Волга ли течет. Котомку — на плечо

Боль в груди — там тайничок, открытый фомкой, не ключом »

— здесь Мирон метафорически сообщает о своих душевных страданиях, «боль в груди – там тайничок, открытый фомкой, не ключом.» — это метафора, говорящая нам о конкретном факте: Оксимирона кто-то глубоко психологически ранил.

«Сколько миль еще? Перелет короткий был не в счет,

Долгий пыльный чес, фургон набит коробками с мерчём

— некоторые источники утверждают, что фраза «Сколько миль еще ?» — это отсылка к фильму «8-я миля », конкретно, к произведению Eminem’a «Lose Yourself », хотя утверждать это бессмысленно. «Долгий пыльный чёс » — это жаргонное высказывание, означающее, что гастроли у Оксимирона долгие и пыльные (это связано с тем, что масштабы тура (см. ) Мирона очень велики), фразой «фургон набит коробками с мерчём », где «мерч» (англ. merchandise) – это товары с атрибутикой Оксимирона, Мирон напоминает нам о собственном успехе (ведь «мерч» раскупается неимоверно быстро, поэтому «приходится» буквально набивать им фургон, на котором путешествует Оксимирон.

«Верим — подфартит, наши постели портативны »

— здесь Мирон говорит о том, что верит в собственный успех и о своём образе жизни на момент тура.

«Наши постели портативны »

— во время тура Оксимирон и его сопровождающие спят там, где придётся.

«Менестрелю — два пути: корпоратив или квартирник »

— (менестрель, изначально – средневековый поэт, конкретно в треке – любой исполнитель, музыкант, артист).

В этой строке говорится о том, что у каждого талантливого исполнителя есть выбор: квартирник или корпоратив (или, как ранее уже говорил Оксимирон: «Андеграунд или продажный гондон» (Песенка Гремлина)).

Т.е. выбор таков: или исполнитель угождает аудитории, получая при этом большие деньги, или исполняет то, что интересно в первую очередь ему, а потом уже слушающим.

«Схемы однотипны. Все теперь MC.

Ведь смену породив, мы здесь достигли смены парадигмы

— до Мирона в русском рэпе не было разнообразия, существовали лишь малотехничные исполнители, но с приходом Оксимирона вырос интерес непосредственно к нему самому и к рэпу, как к жанру, в целом.

«Смена парадигмы » — смена канонов русского рэпа, либо, что маловероятно, отсылка к альбому американской ню-металл группы Korn «The ParadigmShift».

«Теперь рэп — многопартийный. Бэттлов наплодив,

»

— здесь Мирон приводит факты:

  • Рэп теперь пользуется огромной популярностью, масштабы этого жанра сильно увеличились, соответственно, появилось большое количество рэп – исполнителей.
  • Оксимирон был причастен к созданию самого популярного баттла в России – Versus Battle , который стал неотъемлемой составляющей русской баттловой культуры.

«Я смотрю в зеркало по типу «Сколько бед наворотил ты!?»

Я б весь рэп поработил, но все время в пути

— напоминание о том, что Мирон добился огромных успехов в своём деле, о том, что он не намерен останавливаться на уже достигнутом, он «все время в пути » к новым высотам.

«У индустрии нервный тик, валокордин – стенокардийным. »

— в сфере рэпа царит напряжение,

«Валокордин – стенокардийным »

— своеобразный мед. рецепт (валокордин – лекарственное средство с седативным (успокаивающим) действием, стенокардия – заболевание сердечной мышцы, проявляющееся болью в груди (Wikipedia)).

«Соберите суд, но победителей не судят »

— Мирон подчёркивает собственную неприкосновенность, собственное величие, возможно, высказывание «победителей не судят » принадлежит императрице Екатерине II — возможно, она его употребила, чтобы защитить А.В. Суворова, которого хотели придать суду за ослушание приказа. То есть, Мирон сравнивает себя с Суворовым, ему плевать на людей с иным мнением, факт остаётся фактом – он победитель.

«Мы первые кроманьонцы — мы выбились в люди

— (кроманьонцы – ближайшие предки современных людей) в этой строке повествуется о том, что команда Оксимирона – первооткрыватели, развивающаяся группа, которая, впоследствии, стала очень популярной, добилась прочного положения в жизни современного общества.

«Не пизди! Я кладу на вас, челядь, пятикратно,

Ведь мы выступаем сильно, будто челюсть питекантропа! »

— Мирон «рекомендует» другим представителям рэпа, называя их челядью (челядь – барские слуги при крепостном праве), заткнуться, но тут же говорит о том, что ему безразлично их мнение, что он «клал » на них – это противоречивые высказывания .

«Выступаем сильно, будто челюсть питекантропа! »

— сравнительный оборот (у питекантропа, древнего предка человека, сильно выступала вперёд челюсть относительно «лица»).

Припев:

«Весь мой рэп, если коротко, про то, что

Уж который год, который город под подошвой

— и снова Мирон твердит, что добился больших успехов, что побывал во многих городах.

«В гору, когда прет — потом под гору, когда тошно,

Я не то, что Гулливер, но все же, город под подошвой. »

— Мирон сравнивает себя с Гулливером («Путешествия Гулливера », автор Дж. Свифт ), потому как последний достигал таких размеров, что под его ступнёй мог оказаться почти целый город, а сам Мирон большой представитель своего жанра – вот такая аналогия.

«Светофоры, госпошлины, сборы и таможни

— обычные явления при долгом пути (ссылаясь на собственный тур).

«Я не знаю, вброд или на дно эта дорожка. »

— здесь Окси снова отмечает, что не знает, к чему приведёт выбранный им путь (в рэпе), но, как было сказано ранее: «Верим – подфартит ».

«Ты живешь под каблуком, у меня — город под подошвой! »

— в этой строке Мирон выражает презрение к мужчинам – рабам женщин.

Куплет 2:

«Мимо тополей и спелого хлеба полей,

Где приведения Есенина, крест, молебен, елей,

Из минивэна вижу землю, вижу небо над ней. »

— в этих строках просто описан вид из окна авто.

«Мы все преодолеем, если нет, то я не Водолей

— так как Оксимирон родился 31 января 1985 года, по знаку зодиака он – водолей, т.е., в вышепредставленных строках Мирон говорит о том, что никогда не сдастся (по тексту: если сдастся, то это уже не он.)

«Наша земля топит одиночек как щенят .» — прямой смысл.

«Был чужой, но Охра, Порчи, Илья — больше, чем семья

— так как Мирон долгое время проживал в Англии, изначально он был чужим в России, но теперь у него есть своя команда, которую он может назвать «больше, чем семья » (Охра: бэк – вокалист Мирона, который во время выступлений скрывается под маской, Porchy – рэп-исполнитель и битмейкер, уроженец Португалии (с Мироном он познакомился в Англии), Илья Мамай – занимается концертной деятельностью Оксимирона).

«Бомбу ночью сочинял, что есть мочи начинял

— бомба – это успешный, «взрывной» трек, т.е., здесь Оксимирон повествует о том, что сочинял «мощный» трек ночью, начиняя его рифмами, будто бомбу взрывчатым веществом.

«Я так хотел принадлежать чему-то большему, чем я.

Мир пустой, хоть с каждым вторым перезнакомься .» — нет метафор.

«»

— так как во времена СССР существовала политическая молодёжная организация (коммунистический союз молодёжи), известная своеобразной пропагандой «позитива»

Пример пропагандистского призыва:

«…закрой глаза на невзгоды, улыбнись – и будет всё хорошо».

Оксимирон берёт комсомольца за эталон фальшивости и неестественности, безэмоционального поведения, т.е., в строке «Я не биоробот с позитивной лыбой комсомольца! » Мирон говорит, что его текст искренен.

«AY! Избавь меня от ваших панацей,

Домашний Парацельс, ведь для меня ебашить – самоцель! »

— (Панацея – мифологическое универсальное средство от всех болезней, поиском которого занимались алхимики (Wikipediа)) Оксимирон не верит в чудеса, настроен он решительно.

«Подустал? Нам насрать, Тони Старк как стандарт. »

— Оксимирон говорит о своей неустанности, сравнивая себя с Тони Старком, героем комиксов вселенной MARVEL, Окси также подчёркивает свою идейность, преданность делу.

«Пара стран, автострад. Краснодар, Татарстан, Москвабад. »

— места, где Оксимирон давал концерты.

«Паспорта, гам эстрад, нарасхват.

Хоть по МКАД’у на старт, хоть на Мадагаскар

— Мирону безразлично место, где он выступает, он готов ехать куда угодно.

Куплет 3:

«Дай силенок тут, не свернуть и не сломаться.

Есть маршрут, и есть на трассе населенный пункт.

И там нас сегодня ждут. Нытик, не будь женственным

— Оксимирон обращается к самому себе, хоть график выступлений плотный, стимулом служит ожидание людей.

«У Руслана в деке саундтреки к путешествию! »

— имеются ввиду песни под гитару в исполнении друга Оксимирона (и водителя фургона во время тура).

«Снова ебло заспано, снова подъем засветло,

Снова броник, снова дорога, мешок — за спину,

Все наскоро, в поле насрано, дождь, пасмурно

— явления, сопровождающие длительные туры.

«Мост в Асгард — после, пусть просто везет с транспортом

— (Асгард – в скандинавской мифологии небесный город, обитель богов-асов (Wikipedia)),

Скорее всего в этой фразе заключена следующая мысль:

Сначала Окси исполнит своё предназначение на Земле, тем самым, если повезёт, увековечит память о себе.

«Я делаю каждый свой куплет автопортретом

— в своих произведениях Мирон много рассказывает о себе, о своих мыслях.

«Час на чек, читаем рэп, как логопед под марафетом. »

— отмечается, что мысль, желаемая быть донесённой до слушателя, формируется и произносится прямо и чётко (тут марафет — кокаин).

«Трафарет на парапетах: лого на стене везде

Логотип Оксимирона, изображаемый на стенах.

Мое ученье — всем, как Магомеда с Бафометом! »

— (Магомет – арабский проповедник, Бафомет – сатанинское божество) Мирон говорит, что его логотип стали изображать в различных местах, также, о том, что его творчество – универсально, – оно для всех.

«Я — звезда? Дайте теплый плед и капюшон,

Салфетки жопу вытирать — и все, отметка «Хорошо»

— Мирон не требователен к условиям внешней обстановки.

«Раньше говорили: «Я бы с ним в разведку не пошел»

Я с тобой в тур не поехал — ты проверку не прошел (Хоуми, знай!) »

— возможно, так Мирон ответил на выпады Shocka’a, последнее обращение подтверждает эту теорию.

Среди прочего, можно отметить, что конкретно от «Города под подошвой» достаточно заметно веет депрессией автора текста.

*Примечание: конкретно этот обзор сложно назвать критическим (хотя в принципе он именно таковым и является), поскольку Oxxxymiron достойный представитель своего жанра, перспективный исполнитель, соответственно, он производит качественный музыкальный контент.

Со дня выхода альбома «Горгород» и культового трека «Город под подошвой» прошло уже почти два года, а дискуссии относительно содержания песен и образа самого исполнителя не прекращаются. Многочисленные отсылки к образам и цитатам звучат не только в интернет-среде, но и с площадок рэп-баттлов, начиная с фразы ST: «Моя ирония судьбы – твой «Город под подошвой», и заканчивая множеством панчей – рифмованных колких баттловых строк — Славы КПСС в адрес самого Окси и его творчества.

Последний рэп-баттл Оксимирона и Гнойного (он же Слава КПСС, Валентин Дядька, БутерБродский…) уже за первую ночь после публикации набрал более 3 миллионов просмотров. Впервые за всю историю рэп-соревнований заголовки всех основных российских (и некоторых зарубежных) СМИ буквально разрывались от слов об «историческом поражении» Оксимирона и выдвижении субкультуры российского рэпа на новый уровень. То, что раньше было известно только в молодежной среде (и то, далеко не всем), внезапно стало на слуху почти у каждого человека, хоть как-то старающегося «быть в теме».

C первых минут 1 раунда против Оксимирона Слава КПСС позиционировал себя в качестве могильщика «псевдо-короля русского рэпа» («Как творец ты умер, и не заслуживаешь славы культового рэп-певца»; «Ваш Oxxxy – дутая фигура, как стеклянный петушок») и последовательно дискредитировал – в своем обыкновенном «антихайповом», нацеленным на борьбу против пиара и популярных МС, стиле – сам факт противостояния исполнителей как дуэль «короля и шута». В сухом остатке баттл породил не только дискуссии на «Эхо Москвы» с разбором «рэп-поэзии» от современного журналиста и поэта Дмитрия Быкова, очередное интервью Юрия Дудя с недавним победителем и множество мемов с фразой: «Изи, изи. Рил ток. Синк эбаут ит», — но и желание осмыслить причины поражения Оксимирона.

Для того, чтобы оценить исход того или иного противостояния с неожиданным результатом – будь то военное сражение, футбольный матч или рэп-баттл, — нужно, не принимая в расчет внешние факторы, оценить всего лишь одну вещь: действительно ли проигравший был заведомо слабее, а тот, кто выиграл – на голову сильнее? И анализировать либо персону победителя, который подтвердил свой класс (Слава КПСС, истинный баттловый исполнитель), либо личность оппонента. На данный момент по поводу Гнойного и его стиля ведения баттла, его сомнительного нигилистско-постмодернистсого творчества, сказано довольно много. Очевидно, стоит посмотреть на исход баттла с другой стороны – стороны Оксимирона – и разглядеть глубинные причины его фиаско.

Почему я проиграл? Потому что, как и на прежних баттлах, ушел в лирические отступления, которые мне реально интересно писать, в отличие от бесконечного «сетап-панч, сетап-панч». Возможно, я по жизни слишком зациклился на том, что в свое время повлиял на баттлрэп — а вместо этого мне самому стоит поучиться у баттловиков, чей мир с тех пор перерос в нечто иное и самостоятельное.

Так написал Оксимирон в Инстаграмме, поясняя исход баттла. На самом деле эта отповедь – своеобразный возврат и аллюзия на всем известные строчки «Города под подошвой». Давайте вновь обратимся к исходному тексту, чтобы, проанализировав строки, в итоге понять, почему Оксимирон «зациклился» на своей ведущей роли в мире баттловых исполнителей.

Первый куплет

С самого начала первого куплета слушатель оказывается в движении и отправляется в путь вместе с Оксимироном и его труппой: он буквально «взламывает» свою душу небольшим ломом – фомкой – и спешит поведать миру свои воззрения. Слово «чёс» в данном контексте может восприниматься как большое количество концертов за короткий отрезок времени, — вот почему весь «фургон набит коробками с мерчем», то есть фирменной атрибутикой. Тем не менее, помимо концерта, среднестатистическому исполнителю — современному «менестрелю» (поэт-музыкант Средневековья) — остаётся, в общем, всего два пути: бесплатно выступать на «квартирниках» или «развлекать народ» на корпоративах. Но сердце, конечно, хочет большего. Жаждет доказать, что Окси и его команда – «первые кроманьонцы», первобытные люди, ставшие «homo sapiens» (дальше следует игра слов: Окси «выступает» сильно и успешно, как и челюсть древнего человека питекантропа «выступает» изо рта), — и бьётся ещё сильнее, так что не помогает даже валокордин.

Вернувшись в Россию из Англии после получения диплома Оксфорда, засветившись на площадке Hip-Hop.ru и поучаствовав в создании самого проекта Versus, Оксимирон взялся за изменение всей культуры рэпа в России с ориентаций на более продуманные, «сложные» тексты. Их нужно осмысливать, прослеживая многочисленные отсылки к литературным произведениям, философским концепциям и музыкальным течениям. Идея вместо «попсы». Тонкая лирика вместо слащавой «ванили». Стоит ли удивляться скрытой озлобленности Окси по отношению к другим, «традиционным» МС-исполнителям? «Хип-хоп не был культурой тупых, но потом такие как он его пнули под дых», — восклицает Оксимирон в баттле с ST. И, тем не менее, здесь же Мирон признаёт, что под его влиянием «рэп стал многопартийным»; а это значит, что в рэпе могло наметиться и «контркультурное» движение, породившее персонажей вроде Гнойного.

Бэттлов наплодив,
Я смотрю в зеркало по типу «Сколько бед наворотил ты!?»
Я б весь рэп поработил, но все время в пути…

После того, как Оксимирон активно поспособствовал становлению движения баттл-рэпа в России, бывший «англичанин» не ушел в категорию «исключительно баттловых МС», а остался многопрофильным исполнителем, побеждая оппонентов за счет исходно высокого уровня. Но от баттла к баттлу побеждать становилось все труднее. Johnyboy был сильнее Дуни. ST оказался еще ближе к триумфу. Слава КПСС – «чисто баттловый МС» — победил фактически всухую. И вполне заслуженно – за счет опыта и отсутствия творчества, которое можно было бы раскритиковать (ибо критиковать то, над чем автор иронично смеется сам, абсурдно).

Соберите суд, но победителей не судят
Мы первые кроманьонцы — мы выбились в люди

«Оппонент молодец», — признается исполнитель в том же посте. Да, Оксимирон «выбился в люди» и даже после досадного поражения готов подтвердить, что оппонент победил вполне заслуженно. Как и во времена Екатерины II осуждать победителей – как бы они ни добились своей победы – не имеет смысла.

Припев

В припеве Оксимирон излагает мысль о «городе под подошвой Гулливера», делая её лейтмотивом всего творческого пути («Весь мой рэп, если коротко..»). В русском рэпе он чувствует себя человеком, «перевернувшим игру», огромным Гулливером по сравнению с «маленькими» во всех смыслах местными, «доморощенными» исполнителями, которые по уровню своих способностей, по задумке треков, оказываются не иначе как «под подошвой» выпускника Оксфорда.

Второй куплет

Во втором куплете вновь происходит смена ракурса: в поле зрения Оксимирона (точкой отсчета остается минивэн, спутник путешествий): многочисленные деревенские пейзажи и их атрибуты: «привидение Есенина», «последнего поэта русской деревни», кресты церквей, запах елейного масла и звуки молебнов. А в конце – громады городов «пары стран», Краснодар, Татарстан и столица – Москвабад (по аналогии с Ашхабадом; явный намёк на обилие иммигрантов).

Смысловая «начинка» второго куплета — мысль о стремлении к творческим образцам, которые ставит перед собой Оксимирон («принадлежать к большему, чем я»); внутреннее побуждение идти вперёд, невзирая ни на что. Кроме того, чувствуется нацеленность не столько на результат, сколько – на сам процесс, что, кстати, и подтверждает его отношение к баттлам как к возможности высказаться, полезному и интересному опыту: «Это чисто доказать себе, что еще одна галочка, еще одна галочка или отсутствие галочки. Как бы я готов к любым вариантам». Стоит ли в таком случае судить Окси за множество «лирических отступлений»? За тот самый 3 раунд, полностью посвященный произведению Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой»? В конце концов, автор «Горгорода» – это не «биоробот с лыбой комсомольца», не «машина», штампующая «панч-лайны»…И почему бы не использовать рэп-баттл для артикуляции своих идей («Это не я быстро читаю, а ты медленно слушаешь», — из баттла с ST) об упадке культуры чтения в России; о том обилии скучного и унылого примитива, что льётся потоками – не только с плоских экранов телевизоров, но и из социальных сетей, культивирующих шаблонные тексты популярных рэперов?

Третий куплет

К третьему куплету лирический герой уже откровенно утомился. Единственная установка – «не свернуть и не сломаться». Даже чудесный «мост в Асгард» — обитель скандинавских богов – перестает быть целью, ибо главное – это чтобы «везло с транспортом», то есть движение вперёд продолжалось. На всех «парапетах» улиц наклеены «лого» — концертные логотипы, а Окси продолжает «зачитывать» свои замысловатые тексты как «обкуренный» марафетом (жаргонное название кокаина) логопед, одновременно воображая себя Магомедом – пророком, посланным Аллахом по исламской религии – и сатанинским идолом-божеством Бафаметом.

«В деке саундтреки к путешествию» — в данной строке, очевидно, идёт отсылка-аналогия к магнитофону-приставке (с англ. «tape deck») или же резонирующей поверхности музыкальных инструментов.

Я — звезда? Дайте теплый плед и капюшон
Салфетки жопу вытирать — и все, отметка «Хорошо»

Оксимирон не считает себя звездой? Или всё же считает? «Пи*дец ты самовлюблённый, братан», — говорит Гнойный в начале 3 раунда. Да, нельзя не согласиться, что Окси свойственно самолюбование, повышенная требовательность к другим. Но ровно столько же – и даже ещё больше – он требует от себя, от своего творчества, манеры «подачи» на концертах. Можно ли ожидать от того же мистера «БутерБродского» решения отложить выход альбома из-за несоответствия внутренним требованиям к своему творчеству («Альбом неидеален в моём восприятии, поэтому я переношу релиз на неопределённую дату»)? Разве это не признак настоящего творца, не признак полного отсутствия идеи «следовать за толпой»? В каком-то роде феномен Оксимирона – это тоже феномен «антихайпа», борьбы с мейнстримом, просто более качественного уровня, лишенного тени абсурда. Оксимирон нацелен на созидание. Гнойный – определенно, на разрушение и деструктив.

В гору, когда прет. Потом под гору, когда тошно

«Может теперь кто-нибудь поймет, что я не забронзовевшая статуя, не все всегда просчитываю, и готов рискнуть всем чисто по фану, из спортивного интереса. И вскоре сделаю это снова» — Окси готов к поражениям и спокойно относится к этому. Это совсем не тот случай, когда одно поражение ставит крест на карьере рэпера, поскольку баттлы, опять же, не самоцель и не основной род деятельности Оксимирона (упомянутый Johnyboy действительно загубил свою карьеру, проиграв Окси; что лишь подтверждает его настоящий, довольно низкий уровень в плане творчества). «Я поеду дальше стадионами, ты продолжишь троллить», — обращается Окси к Гнойному. Он продолжит идти вперед, а Гнойному – после нескольких удачных интервью и едких реплик – будет уготована судьба новогоднего фейерверка, который, единожды взлетев вверх, обратится в ничто (если вдруг не выйдет из «андерграунда», что вряд ли).

Есть в этом что-то от тургеневского Е. В. Базарова, главного героя романа «Отцы и дети», ставшего проповедником идеи «нигилизма» в середине 19 века. Базаров отрицает творчество, любовь, нравственность, семейные ценности, природу, — на протяжении всего произведения выступает за прагматичный подход к вещам, которому противопоставляет любые искренние «метания» и устремления души: «Мы действуем в силу того, чт́о мы признаём полезным. Отвергая любые авторитеты, Евгений предлагает идею человека как простого сочетания химико-биологических процессов. Тем не менее, в итоге, пройдя через любовные муки, которые он победить не может, герой умирает, а вместе с ним – и идея нигилизма, которая, по замыслу автора, подтверждает свою неполноценность. Схожую установку – уже относительно Славы КПСС – и высказал Оксимирон в ходе одного из раундов: «Ты не антигерой, ты вообще не герой, вызываешь сопереживания ноль..»; «Где же Гнойный за стебом и анонимностью? А его просто нет, ибо где-то исчез». И вправду, скоро исчезнет.

«Все теперь МС», — это, пожалуй, справедливо для сегодняшнего российского рэпа. «Любой может делать хип-хоп… Человеку нужно всего лишь купить микрофон за сто рублей, вырезать из поролона колпачок, надеть на него и писать свой рэп», — размышляет Гнойный в интервью с Ю. Дудем. Однако тех, кто готов писать хороший, качественный рэп, открывая в этом жанре нечто новое и непознанное, действительно мало.

Впрочем, это уже тема совсем другого «раунда»…

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Дон ли, Волга ли течёт – котомку на плечо,
Боль в груди – там тайничок, открытый фомкой, не ключом.
Сколько миль ещё? Перелёт короткий был не в счёт,
Долгий, пыльный чёс, фургон набит коробками с мерчём.

Верим – подфартит, наши постели портативны.
Менестрелю два пути – корпоратив или квартирник.
Схемы однотипны – все теперь MC,
Ведь, смену породив, мы здесь достигли смены парадигмы.

Теперь рэп многопартийный, бэттлов наплодив,
Я смотрю в зеркало по типу «Сколько бед наворотил ты!»
Я б весь рэп поработил, но все время в пути,
У индустрии нервный тик – валокордин стенокардийным

Соберите суд, но победителей не судят.
Мы первые кроманьонцы – мы выбились в люди.
Не пизди, я кладу на вас, челядь, пятикратно,
Ведь мы выступаем сильно, будто челюсть питекантропа.

Весь мой рэп, если коротко, про то, что

Я не то, что Гулливер, но всё же город под подошвой.

Мимо тополей и спелого хлеба полей,
Где привидение Есенина, крест молебен, елей
Из минивэна вижу землю, вижу небо над ней
Мы всё преодолеем, если нет, то я не водолей

Наша земля топит одиночек как щенят,
Был чужой, но ОХРА, Porchy, Илья – больше чем семья.
Бомбу ночью сочинял, что есть мочи начинял,
Я так хотел принадлежать чему-то большему, чем я.

Мир пустой, хоть с каждым вторым перезнакомься,
Я не биоробот с позитивной лыбой комсомольца.
Эй, избавь меня от ваших панацей, домашний Парацельс,
Ведь для меня ебашить – самоцель.

Подустал – нам насрать, Тони Старк как стандарт,
Пара стран, автострад: Краснодар, Татарстан, Москвабад.
Паспорта – там эстрад нарасхват,
Хоть по МКАДу на старт, хоть на Мадагаскар!

Ты знаешь: весь мой рэп, если коротко, про то, что
Уж который год который город под подошвой.
В гору, когда прёт, потом под гору, когда тошно,
Город под подошвой, город под подошвой,
Светофоры, госпошлины, сборы и таможни.
Я не знаю, вброд или на дно эта дорожка,
Ты живёшь под каблуком, у меня город под подошвой.

Дай силёнок тут не свернуть и не сломаться; есть маршрут
И есть на трассе населенный пункт, и нас там сегодня ждут.
Нытик, не будь женственным,
У Руслана в деке саундтреки к путешествию.

Снова ебло заспано, снова подъем засветло,
Снова броник, снова дорога, мешок за спину.
Всё наскоро, в поле насрано, дождь, пасмурно
Мост в Асгард, после пусть просто везёт с транспортом

Я делаю каждый свой куплет автопортретом,
Часто ч-читаем рэп как логопед под марафетом.
Трафарет на парапетах, лого на стене,
Везде моё ученье всем, как Магомета с Бафометом.

Я звезда? Дайте теплый плед и капюшон,
Салфетки – жопу вытирать, и всё, отметка «хорошо».
Раньше говорили: «Я бы с ним в разведку не пошёл» –
Я с тобой в тур не поехал, ты проверку не прошёл.

Homie, знай: мой рэп, если коротко, про то, что
Уж который год который город под подошвой.
В гору, когда прёт, потом под гору, когда тошно,
Я не то, что Гулливер, но все же город под подошвой.
Город под подошвой, город под подошвой,
Светофоры, госпошлины, сборы и таможни.
Я не знаю, вброд или на дно эта дорожка,
Ты живёшь под каблуком, у меня город под подошвой Is Don, Volga flows there - knapsack on his shoulder,
Chest pain - there taynichok open crowbar, not the key.
How many more miles? The flight was short does not count,
The long, dusty Sanchez, a van full of boxes with merchёm.

We believe - lucky, our portable bed.
Minstrel two ways - corporate or appartment.
Schemes of the same type - are all now MC,
After all, species change, we have achieved a paradigm shift here.

Now rap multiparty Battle spawn,
I look in the mirror of the type "What troubles you bloat!"
I would whole rap enslaved, but the travel time,
In industry tic - valokordin stenokardiynym

Collect the court, but the winners are not judged.
We are the first Cro-Magnons - we were beat out in people.
Do not bullshit me, I put to you, servants, five times,
After all, we stand strong, though the jaw of Pithecanthropus.

All my rap, if briefly, about the fact that






Past poplars and fields of ripe corn,
Where ghost Esenina Cross prayer, firs
From the van I see the ground, I see the sky above it
We will overcome everything, if not, then I do not smoke detector

Our land is drowning singles like puppies,
He was a stranger, but the guards, Porchy, Ilya - more than the family.
The bomb was composed at night, that is urine stuffed,
I wanted to belong to something larger than myself.

The world is empty, even made friends with every second,
I do not biorobot with positive lyboy Komsomolets.
Hey, save me from your panacea, home Paracelsus,
After all, for me ebashit - an end in itself.

Tired - we do not care, Tony Stark as standard,
Couple country highway Krasnodar, Tatarstan, Moskvabad.
Passports - there is great demand Estrada,
Though on the Ring Road at the start, even though Madagascar!

You know: my whole rap, if briefly, about the fact that
Already that year that city under the sole.
In the mountain when rushing, then downhill, when sick,
I"m not that Gulliver, but still under the sole city.
City under the sole city under the sole,
Traffic lights, state taxes, fees and customs.
I do not know, wade or on the bottom of the track,
You live under the heel, I have a city under the sole.

Let"s not silenok collapse and break; there is a route
And there on the track location and waiting for us out there today.
Whiner, do not be feminine,
Ruslan deck in the soundtracks to travel.

Again eblo sleepy again rise before dark,
Again Armor again the road, behind the bag.
All hastily, in the shit, rain, overcast
Bridge to Asgard, albeit after a lucky transport

I do every verse of his self-portrait,
Often h-rap as a speech therapist at marafet.
Stencil on the parapets, the logo on the wall,
Everywhere my teaching everyone how to Mohammed Baphomet.

I am a star? Give a warm blanket and a hood,
Napkins - wipe your ass, that"s all, the mark "good".
They used to say: "I would be with him in intelligence did not go" -
I"m with you on tour did not go, you did not pass inspection.

Homie, know this: my rap, if briefly, about the fact that
Already that year that city under the sole.
In the mountain when rushing, then downhill, when sick,
I"m not that Gulliver, but still under the sole city.
City under the sole city under the sole,
Traffic lights, state taxes, fees and customs.
I do not know, wade or on the bottom of the track,
You live under the heel, I have a city under the sole

A#m Дон ли, Волга ли течет - котомку на плечо, A#m Боль в груди - там тайничок, открытый фомкой, не ключом. F# Сколько миль еще, перелет короткий был не в счет, F# Долгий пыльный чёс, фургон набит коробками с мерчем. A#m Верим - подфартит, наши постели портативны. A#m Менестрелю два пути - корпоратив или квартирник. F# Схемы однотипны, все теперь MC, ведь, F# Смену породив, мы здесь достигли смены парадигмы. A#m Теперь рэп многопартийный, бэттлов наплодив, A#m Я смотрю в зеркало по типу «Сколько бед наворотил ты!» F# Я б весь рэп поработил, но все время в пути, F# У индустрии нервный тик - валокордин стенокардийным A#m Соберите суд, но победителей не судят. A#m Мы первые кроманьонцы - мы выбились в люди. F# Не пизди, я кладу на вас, челядь, пятикратно, F# Ведь мы выступаем сильно, будто челюсть питекантропа. A#m Весь мой рэп, если коротко, про то, что A#m F# F# A#m A#m F# F# A#m Мимо тополей, и спелого хлеба полей, A#m Где привидение Есенина, крест, молебен, елей. F# Из минивена вижу землю, вижу небо над ней. F# Мы все преодолеем, если нет, то я не водолей. A#m Наша земля топит одиночек как щенят, A#m Был чужой, но Охра, Порчи, Илья - больше чем семья. F# Бомбу ночью сочинял, что есть мочи начинял, F# Я так хотел принадлежать чему-то большему, чем я. A#m Мир пустой, хоть с каждым вторым перезнакомься, A#m Я не биоробот с позитивной лыбой комсомольца. F# Эхх...Избавь меня от ваших панацей, домашний Парацельс, F# Ведь для меня ебашить - самоцель. A#m Подустал - нам насрать, Тони Старк как стандарт, A#m Пара стран, автострад: Краснодар, Татарстан, F# Москвабад. Паспорта нам эстрад нарасхват, F# Хоть по МКАДу на старт, хоть на Мадагаскар. A#m Ты знаешь, весь мой рэп, если коротко, про то, что A#m Уж который год который город под подошвой. F# В гору когда прёт, потом под гору когда тошно, F# Я не то что Гулливер, но все же город под подошвой. A#m Город под подошвой, город под подошвой, A#m Светофоры, госпошлины, сборы и таможни. F# Я не знаю, в брод или на дно эта дорожка, F# Ты живешь под каблуком, у меня город под подошвой. A#m Дай силенок тут не свернуть и не сломаться. Есть маршрут A#m И есть на трассе населенный пункт, и там нас сегодня ждут. F# Нытик, не будь женственным, F# У Руслана в деке саундтреки к путешествию. A#m Снова ебло заспано, снова подъем засветло, A#m Снова броник, снова дорога, мешок за спину. F# Все наскоро, коли насрано, дождь, пасмурно. F# Мост в Асгард после, пусть просто везет с транспортом. A#m Я делаю каждый свой куплет автопортретом, A#m Часто чек, читаем рэп как логопед под марафетом. F# Трафарет на парапетах, лого на стене, F# Везде мое ученье всем как Магомета с Бафометом. A#m Я звезда? Дайте теплый плед и капюшон, A#m Салфетки жопу вытирать - и все, отметка «хорошо». F# Раньше говорили «Я бы с ним в разведку не пошел» - F# Я с тобой в тур не поехал, ты проверку не прошел. A#m Homie, знай, мой рэп, если коротко, про то, что A#m Уж который год который город под подошвой. F# В гору когда прёт, потом под гору когда тошно, F# Я не то что Гулливер, но все же город под подошвой. A#m Город под подошвой, город под подошвой, A#m Светофоры, госпошлины, сборы и таможни. F# Я не знаю, в брод или на дно эта дорожка, F# Ты живешь под каблуком, у меня город под подошвой

Новое на сайте

>

Самое популярное