Домой Рулевое Красота божьего мира урок в воскресной школе. Занятие по внеурочной деятельности по ОПК "Красота рукотворная и нерукотворная. Бог - Творец мира". Эмоциональный настрой на восприятие

Красота божьего мира урок в воскресной школе. Занятие по внеурочной деятельности по ОПК "Красота рукотворная и нерукотворная. Бог - Творец мира". Эмоциональный настрой на восприятие

Беседа с детьми подготовительной группы по теме: «Земная жизнь Пресвятой Богородицы отраженная в православных иконах русского народа»

Автор : Колесникова Светлана Александровна, воспитатель.
Место работы: МКОУ Березовская СОШ структурное подразделение МКДОУ Березовский детский сад ОРВ с. Березовка Аннинского района Воронежской области.
Описание: Дорогие коллеги предлагаю вашему вниманию конспект беседы о Пресвятой Богородице, предназначенной для детей старшей и подготовительной групп или детей начальных классов. Беседа проводится в форме презентации, в рамках знакомства с православной культурой и историей русского народа. Буду рада, если мой материал окажется полезен педагогам и воспитателям.
Цель: Знакомство с основными событиями жизни Пресвятой Богородицы.
Задачи: Рассказать о жизни Богородицы. Познакомить детей с иконами, отражающими основные события жизни Божьей Матери. Воспитывать в детях необходимость добрых поступков, слов, мыслей. Ввести детей в мир духовных ценностей, традиций своего народа.

Ход беседы:
Воспитатель: Здравствуйте ребята и гости нашего садика. Осень богата не только урожаем, но и осенними праздниками. В последнее воскресение ноября страна отмечает День Матери, а перед этим 21 сентября вся наша страна и все верующие люди всего мира отмечают большой праздник – Рождество Пресвятой Богородицы, Самой Великой Матери, Божьей Матери. Вот об этом мы сейчас и поговорим с вами.
Слайд №2 (На экране появляется изображение иконы Божьей Матери).
В далеком, древнем городе Назарете жила благочестивая семейная пара – Иоаким и Анна. Они были праведны пред Господом и с чистым сердцем соблюдали заповеди его. Все бы было хорошо, да только не было у них детей. По тем временам это считалось великим наказанием и осуждалось людьми. Так они и жили белее 50 лет, подвергаясь насмешкам и укорам от окружающих людей. Однажды пришел Иоаким в Храм, чтобы принести жертву Богу, но священник Иссахар отверг его приношение, укорив бесчадием. И другие соплеменники также укоряли его. Тяжело было Иоакиму слышать такие слова всенародно, и решил он не возвращаться домой, а уйти в пустыню и там молиться 40 дней и ночей. В то же время Анна, жена его была дома и узнала об оскорблении, нанесенном ее мужу. Горько плакала она в саду под деревом. И подняв глаза к небу, увидела в ветвях гнездо с птенцами – еще сильнее полились из ее глаз слезы. «Горе мне, одинокой – все в мире утешаются детьми: и птицы небесные и звери земные плодородны у Тебя, Господи, и земля приносит во время плоды свои, и все благословляют Тебя! Одна я как степь безводная, без жизни и растительности! Воззри на меня Господи и услышь молитву мою!» И вдруг появился перед ней ангел и сказал, что молитвы ее услышаны и родится у нее дочь и назовет ее Мария. Обрадовалась Анна и пошла в Иерусалим, воздать хвалу и благодарение Всевышнему.
Ангел Божий явился и праведному Иоакиму и сказал ему такие же слова. И Иоаким так же поспешил в Иерусалимский Храм, где и встретил свою жену и Золотых ворот.
Слайд №3 (На экране появляется изображение иконы «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот»).
В положенное время родилась у них дочь и дано ей имя Мария, что значит по-еврейски: «госпожа», «надежда». И с древних времен все христиане празднуют рождество Божией Матери 21 сентября: это праздник великой радости, потому что весь род человеческий получил надежду на спасение.
Слайд №4(На экране появляется изображение иконы «Рождество Пресвятой Богородицы).
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Девочка росла и вот, ей уже исполнилось три года.
Слайд № 5(На экране появляется изображение иконы «Трилетствующая»).
Слайд №6(На экране появляется изображение иконы «Иоаким и Анна»).
По обету родители отвели Марию в Храм и посвятили Богу. Торжественная процессия прошла через весь город и маленькая Мария сама поднялась по крутым ступеням храма.
Слайд №7 (На экране появляется изображение иконы «Введение во храм Пресвятой Богородицы»).
Престарелые родители, вручив дочь свою воле Отца Небесного, принесли ему благодарственные жертвы и возвратились в свой дом. Мария же продолжала жить при храме.
Но у древних евреев не было монастырей, где можно было всю свою жизни посвятить Богу. И Мария была обручена праведному Иосифу, т.е. поручена ему не для брака, а для сохранения ее девства и чистоты. Так, прошло какое то время. Однажды Мария была в своей комнате и читала Св.Писание и в этот момент ей явился архангел Гавриил. Он предрек Деве Марии, что она зачнет и родит сына и наречет Ему имя Иисус.
Слайд№8 (На экране появляется изображение иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы»).
В это время случилась в стране перепись населения, и каждый человек должен был идти в свой родной город и записаться там, в государственные списки. Иосиф и Мария отправились в Вифлеем. И пришло время Марии родить. В гостинице не было места, и семья приютилась в пещере для скота. Мария родила младенца и положила его в ясли, кормушку для скота. Пастухи же первыми принесли свое почтение и принесли все, что имели: чистоту любви, крепкую веру, и сердечную хвалу Спасителю и Владыке своему.
Слайд №9(на экране появляется изображение иконы «Рождество Христово»).
Как было положено по древнему обычаю, на девятый день был совершен обряд обрезания.
Слайд№ 10(На экране появляется изображение иконы «Обрезание Господне»).
Так жил Иисус вместе с Пречистой Матерью своей и Иосифом.
Слайд № 11 (На экране появляется изображение иконы «Святое Семейство»).
Слайд №12(На экране появляется изображение иконы «Иосиф с младенцем»).

И узнали мудрецы, что на земле родился великий Царь, Который будет владычествовать над всем миром. И пришли поклониться Царю, и принесли дары – золото, как Царю, ладан, как Богу, и смирну, как Богочеловеку, искупившему крестною смертью грехи всего мира.
Слайд№ 13 (На экране появляется изображение иконы «Поклонение волхвов»).
По еврейскому обычаю, на сороковой день младенца Иисуса принесли в Храм для посвящения Богу. В то время в храме был праведный Симеон, которому было обещано, что он не умрет, пока не увидит родившегося Иисуса – Спасителя мира.
Слайд № 14(На экране появляется изображение иконы «Сретение Господне»).
Но царь Ирод узнал о рождении великого Царя, он побоялся потерять власть и решил уничтожить младенца. Ангел Господень явился Иосифу и велел бежать с Марией и младенцем в Египет.
Слайд №15 (На экране появляется изображение иконы «Бегство в Египет»).
До 30 лет жил Иисус с родителями, за тем вышел на служение людям.
Слайд№16 (На экране появляется изображение иконы «Спаситель»)
Три года проповедовал Он Евангелие Спасения и был предан и распят на горе Голгофе как преступник.
Слайд №17 (На экране появляется изображение иконы «Распятие»).
Тут уместно вспомнить стихотворение Анны Ахматовой:

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

На третий день после смерти Иисус воскрес.
Слайд №18 (На экране появляется изображение иконы «Воскресение»).
На сороковой день Иисус вознесся на небеса к небесному Своему Отцу.
Слайд№ 19 (На экране появляется изображение иконы «Вознесение»).
После вознесения Иисуса Христа Мария прожила еще много лет, путешествовала с учениками Христа и проповедовала Евангелие. Большую славу и почтение имеет Она в России. Широко прославились чудотворные иконы и списки с этих икон.
На экране появляются слайды с изображением святых, чудотворных икон Божией Матери .
Некоторые иконы миро точат, т.е. самопроизвольно выделяют священное масло – миро.
Слайд № 26(На экране появляется изображение мироточивой иконы).
В благодарность за совершенные чудеса, люди приносят к иконам драгоценности и украшают их.
Слайд№27 (На экране появляется изображение иконы украшенной драгоценностями).
Скончалась Пресвятая Богородица в глубокой старости в окружении учеников Христа.
Слайд №28 (На экране появляется изображение иконы «Успение Пресвятой Богородицы»).
Владычице
К Тебе, Владычице святая,
К Тебе за милостью приду,
В Тебе, Заступнице благая,
Покров и помощь я найду.
Ты нам прибежище, и щит,
И исцеление болящих,
К Тебе обиженный спешит,
Утеха, Радость всех скорбящих!

Презентация на тему: Земная жизнь Пресвятой Богородицы отраженная в православных иконах русского народа

Светлана Гончарова

Цели :

– нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России;

Дать детям элементарное представление о Боге как Творце всего существующего; показать, как прекрасно создана наша Земля.

Ознакомление дошкольников с основными событиями Ветхого Завета;

Воспитание у детей чувство любви, заботливое и бережное отношение к растительному и животному миру, обучение их бережному отношению к окружающему миру – великому творению Господа;

Содействие становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога, помочь убедиться в Его реальности через приобщение к красоте и мудрости созданного им мира , способствовать формированию высших (религиозных) чувств;

Содействие развитию речи детей : обогащению словаря, развитию навыков речевого общения;

Развитие навыков усидчивости и аккуратности в работе.

– воспитывать интерес к изобразительному искусству ;

Задачи :

– раскрыть понятия «видимый мир» , «невидимый мир » , «мир ангелов » ;

- ангелы , их духовность;

Начало мира ; выяснение понятия «сотворил » ;

- Ангелы добрые и злые ; различие Ангелов по достоинству : Архангелы , Херувимы и Серафимы.

Понятие о святости, падение ангелов . Диавол.

Выучить молитву к Ангелу Хранителю ;

Объяснить значение христианского имени;

Изготовить поделку Шестикрылого Серафима;

Предварительная работа :

Работа с иллюстративным материалом; беседы «Мир Божий вокруг нас» , «Свет. День. Ночь» , «Небо» ; подвижная игра «День – ночь» ; чтение рассказа «Наш мир» ;чтение Детской Библии (Ветхий завет) ; творческая деятельность детей : рисование и конструирование по теме «Облака» , «День – ночь» , «Что мы видели на прогулке»

Словарная работа :

Бог, Господь, Библия, Мир, рукотворный, небесный свод, свет, тьма, ночь, день.

Наглядный материал :

– иконы и иллюстрации с изображением Ангела Хранителя , изображение Шестикрылых Серафимов;

– детская Библия;

Евангелие ;

- Музыкальный ряд : запись песнопения «Хор Свято-Данилова монастыря Песня ангела »

Раздаточный материал (для каждого ребенка) :

– альбомный лист;

– фломастеры, карандаши цветные, гуашь, акварель, мелки;

– простой карандаш;

– вода в банке, палитра;

– салфетка, кусочек ваты;

– клей ПВА;

– бумажные формы : шесть крыльев из желтой бумаги (три пары) ;

– овал из белой плотной бумаги;

– нимб из золотистой бумаги.

Ход занятия:

I. Воспитатель обращается к детям, сидящим в групповой комнате :

– Ребята! Посмотрите на предметы, окружающие вас, выберите любой и скажите, из какого материала, кем и с помощью каких инструментов он сделан.

– Правильно, ребята вы ответили на мои вопросы. Молодцы! Да, человек может сделать множество вещей. Для этого ему необходимы материал (то, из чего делать) и инструменты (то, чем делать) .

II. А теперь назовите то, что также находится в нашей группе, но не сделано из материала, то, что НЕВИДИМО .

(Для подсказки воспитатель включает классическую музыку.)

Дети : – звуки.

– А что еще в нашей комнате невидимо ?

Дети : – воздух, тепло…

– А можно ли увидеть чувства? Например, любовь?

Дети : – нет.

– Да, любовь, как и все чувства, невидима . Но мы точно знаем, что она существует, вы и мы чувствуем, как любит нас мама. Вот, послушайте, стихотворение «Любовь» и подумайте – «Что же такое любовь?»

«Любовь» .

Что такое любовь?

Кто умеет любить?

Это милая, добрая мама

Утешает она

И жалеет тебя,

Даже если бываешь упрямым.

А любовь ей дает

И всем нам только Бог –

Тот, Кто любит сильнее всех на свете

И ты помни всегда,

Что любовь – это Бог

И мы все для Него только дети.

– Но только ли человек чувствует любовь? Могут ли животные, но и растения отзываться на добрые чувства. Послушайте об этом одну историю.

Жил в прошлые времена у одного короля старый садовник, который любил все цветы и растения в королевском парке. Он не просто их поливал, обрезал сухие ветки, рыхлил землю, пропалывал сорняки, а разговаривал с каждым цветком, жалел его. И цветы, отвечая на его любовь, радовали всех необыкновенной красотой, чудесным ароматом, яркими красками. Прошли годы, садовник умер, а на его место пришел другой – молодой и ученый. Он также поливал цветы, обрезал сухие ветки, рыхлил землю, только не разговаривал с каждым цветком и не жалел его. И в королевском парке по-прежнему росли красивые цветы, но теперь их красота никого не трогала.

– Скажите мне, ребята, почему пропала необыкновенная красота цветов?

– Да, оказывается, все живое на земле чувствует любовь к ним и отзывается на нее. А помните, мы говорили с вами, что человека отличает от растений и животных бессмертная…

Дети : – душа.

– Да, своей бессмертной душой человек подобен Богу. И если за всю свою жизнь человек «напитает» душу любовью к Богу и близким, светом и радостью, то после смерти его душа окажется там, где любовь, свет и радость, то есть у Бога. Жизнь в любви есть великая радость. И Богу было угодно, чтобы и другие существа получили эту радость. Для этого Он создал мир. Сначала Бог сотворил Ангелов . Они были созданы добрыми, для служения Богу и добровольного исполнения Его святой воли по любви и в радости….(презентация – фильм :6 мин)

II. Небесный мир. Ангелы .

– Ребята, кроме видимого мира вокруг нас , Бог создал мир НЕВИДИМЫЙ . В нем живут АНГЕЛЫ , служители Бога.

Почему их так назвали (АНГЕЛЫ )

– Слово «Ангел » означает «вестник» . Ангелы приносят людям весть – сообщение о том, что Бог велит человеку.

Сначала и все Ангелы были святыми духами , но они не все одинаковы. У них есть старшие Ангелы - начальники и есть просто Ангелы . Старшие Ангелы называются Архангелами , Херувимами и Серафимами. Один из старших Ангелов не захотел слушаться Бога, загордился и сделался злым ангелом .

Кто называется святым?

Какими сначала были все Ангелы ?

Все ли Ангелы равны ?

Как называются старшие Ангелы ?

Что сделал один из ангелов ?

Каким он сделался?

Первый злой ангел называется диаволом . Диавол смутил с собой много других добрых Ангелов ; они не стали слушаться Бога и стали также злыми. Эти злые ангелы называются духами нечистыми.

Как называется первый злой ангел ?

Кто такой диавол?

Что сделал диавол с другими ангелами ?

Какими сделались другие ангелы ?

Отчего они сделались злыми?

Как они называются?

МОЛИТВА АНГЕЛУ ХРАНИТЕЛЮ

– Кроме родственников и друзей, у каждого христианина есть НЕВИДИМЫЙ ПОМОЩНИК – добрый АНГЕЛ ХРАНИТЕЛЬ , который дается Богом при Крещении.

Ангел Хранитель помогает совершать добрые дела и охраняет от зла. Он всегда с человеком. Но, поступая плохо, человек отталкивает от себя своего Ангела и обижает его .

Следует всегда помнить о своем Ангеле Хранителе . Христиане обращаются к нему с молитвой :

«Святой Ангел Божий , Хранитель мой, моли Бога о мне!»

Ребята! Послушайте, какие чудесные стихи христиане сочинили об Ангеле :

«Ангел »

У тебя есть АНГЕЛ БОЖИЙ

Светлый, верный, лучший друг.

Он всегда придет на помощь,

Если что случится вдруг,

Ангел рядышком с тобою

И невидимо хранит ,

А когда ты непослушен,

Он расстроен и грустит.

От упрямых и врунишек

Ангел может отойти ,

А тебе такого друга

В целом мире не найти.

– Ребята! Понравились вам стихи?

(Ответы детей : – да, очень.)

– Для чего человеку дан Ангел Хранитель ?

(Ответы детей)

– Какой он : добрый или злой?

(Ответы детей : – добрый).

– Что он делает?

(Ответы детей : – охраняет, страдает, плачет).

– Правильно, ребята! Ангел охраняет нас , защищает от зла и спасает в трудные минуты.

– Правильно! Ребята! Давайте мы сделаем подарок для своих близких и для друзей – аппликацию «Шестикрылого Серафима и других небесных ангелов » . Затем поместим их на небо (нарисованное)

Дети! А кто знает, кто такие Серафимы?

(Вспоминают презентацию и отвечают)

Правильно…

IV. Серафимы – это Небесные Силы, бесплотные, боголюбивые, огнеобразные, предстоящие ближе всех к Богу.

– Дети! А кто-нибудь из вас видел изображение Серафима в Храме , в книгах? Если вы еще не видели, то внимательно рассмотрите иллюстрацию, которую я вам покажу. Вы видите они Шестикрылые Серафимы. В книге пророка Исаии написано : «Вокруг Господа стояли Серафимы, у каждого из них по шести крыл : двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили : Свят, Свят, Свят Господь Савооф! Вся земля полна славы Его!» (Ис. 6, 1-2) .

Изготовление поделки

– Сегодня на нашем занятии мы будем не только рисовать, но и сделаем аппликацию. Посмотрите, у вас на столах есть несколько бумажных форм : белый овал, золотистый нимб и три пары крыльев. Эти детали необходимые для аппликации, изображающей Серафима и для изображения других ангелов . У нас есть небо на которое мы будем помещать наших серафимов и ангелов

Когда дети рисуют и делают аппликацию, воспитатель вводит музыкально-фоновое сопровождение

(Дети рисуют под музыку) .

Воспитатель проходит по рядам, хвалит каждого ребенка, смотрит, поправляет

Мы сложим из бумажных деталей изображение Серафима и ангелов . Дети раскладывают бумажные формы, составляют крылья парами. Затем наклеивают нимб. Карандашом делают на овальной форме набросок лица, обводят фломастером, наклеивают, дорисовывают волосы, ленты. Потом наклеивают крылья, используя салфетки для промачивания аппликации. Верхнюю и нижнюю пары крыльев наклеивают, скрещивая их. По возможности крылья делают из золотистой бумаги, но можно и из желтой, золотистая бумага должна отличаться по цвету от золотистой бумаги нимба.

Звучит музыкально-фоновое сопровождение, когда дети делают рисунок-аппликацию Шестикрылых Серафимов

Когда работы закончены, воспитатель всех хвалит.

– Ребята! Вы так прекрасно изобразили в своих работах Серафимов и ангелов . А теперь мы поместим на небо Серафимов и ангелов , Как красиво получилось, мы порадуем родителей. Пусть они посмотрят, какие вы молодцы!

После игры дети слушаю песню «Ангел » (слова в книге 4, стр. 74, в которой Ангел хвалит Бога . После песни воспитатель подводит итог занятия .

VII. Итог занятия

– Ребята! Надо всегда и за все благодарить Бога! Не забывайте это делать. А еще я хотела вас спросить : Понравилось ли вам занятие ? Что нового и интересного вы узнали сегодня?

(Ответы детей) .

Перед уходом из детского сада дети показывают своим родителям выставку. Те радуются их успехам. Все с хорошим настроением уходят домой.

Воспитывать в детях способность чувствовать красоту и мудрость окружающего мира, знакомить их с жизнью природы.

Задачи:

  • Обратить внимание детей на красоту окружающего мира.
  • Вспомнить с детьми о радости общения с животным и растительным миром.
  • Воспитывать благодарное и бережное отношение ко всему живому.
  • Объяснять детям отличие рукотворного от нерукотворного.
  • Обсудить с детьми наличие видимого и невидимого в мире.
  • Подвести детей к выводу о мудром устроении окружающего мира.

Использованная литература:

  1. Сурова Л.В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. – 3-е изд. – Изд-во Владимирской епархии, 2000.
  2. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. – М.: Педагогика, 1990.
  3. Янушкявичене О., Киреев И. Дерево доброе. Учебное пособие для начальных классов. – М.: Отдел религиозного образования и катехизации, 1997. Глава «Мир Божий».
  4. Шевченко Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2009. Глава «Красота в окружающем мире».

Дополнительная литература:

  1. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. – СПб., 2006. Часть 1. Глава «О мире».

Ключевые понятия:

  • Мир Божий
  • Познание мира

Словарь урока:

  • Добрый мир
  • Красота

Содержание занятия (открыть )

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме. Если нет возможности провести урок на свежем воздухе, то можно использовать одну из двух презентаций: специально для детей или с уникальными фотографиями животного мира .

Раскрашивание детьми раскраски.

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителя по новой теме.

Работа с иллюстрациями. Учитель показывает детям картину и проводит беседу по вопросам .

Подвижная игра на общение.

Дети рисуют чей-нибудь дом.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

1) Познание мира

Посмотрим в окно. Что мы там видим?

Дома, деревья, люди ходят по улицам. Продавец продает мороженое. Все заняты своими делами.

А если мы пойдем в лес, что мы там увидим?

Там разные деревья растут, птицы летают, звери бегают. Летом бабочки летают. Много насекомых: жучки, червячки, кузнечики. А если рядом есть речка, то там рыбы плавают.

Всем и всему на Земле есть место. Мир – наш общий дом. Как нам жить в таком многонаселенном мире всем вместе? Как не мешать друг другу?

2) Рассказ «Какие вы счастливые!» Сухомлинский В.А.

Сегодня в школу впервые пришли малыши. Завтра они сядут за парты, а сегодня их привели родители, чтобы познакомиться с учи­телем.

Матери ушли домой, а дети остались с учителем на зеленой лу­жайке, под высокой липой.

Старый учитель Иван Филиппович сегодня встречает десятое поколение своих воспитанников. Доведет этих малышей до четвертого класса, и исполнится сорок лет его работы в школе.

Ласковые, приветливые глаза учителя смотрят в черные, синие, серые, голубые глаза своих воспитанников.

Дети улыбаются.

– Дети, вы не видели, как задолго до рассвета восходит утрен­няя заря? – спросил Иван Филиппович, и его ласковая улыбка вызвала у малышей такую же теплую улыбку.

– Нет, не видели, – ответили дети.

– А вы не видели, как соловейко пьет росу?

– Нет, не видели...

– А как шмель чистит крылышки – перед тем, как взлететь с цветка, в котором он спал ночью?

– Не видели...

– А не видели ли вы, как веселая букашка – божья коровка – в теплый зимний день спросонок выглядывает из-под коры: не наступи­ла ли весна?

– Не видели...

– Какие же вы счастливые, дети... – сказал Иван Филиппо­вич. – Счастливые, ведь вам есть что увидеть. Счастливые, по­тому что увидите много прекрасного. Я поведу вас на берег пруда, и вы увидите, как восходит утренняя заря. Мы сядем в кустах, затаим дыхание и увидим, как соловейко, проснувшись, пьет капельку росы. Придем до восхода солнца к большому тыквенному цветку и застанем там ленивого шмеля, который переночевал в цветке, проснулся и чистит крылышки. Пойдем ранней весной к нагретому солнцем стволу и увидим, как божья коровка из-под коры выглядыва­ет и удивленно смотрит на снег: что же это такое – жарко уже спать в постели, а на улице снега лежат?..

Вы такие счастливые дети, потому что все это предстоит увидеть...

Проверочные вопросы:

  1. Как тебе кажется, откуда взялся такой сложный большой мир?
  2. Почему всё в мире так подходит одно к другому?
  3. Подумай и назови видимое и невидимое в человеке и в мире.
  4. Как влияет мир рукотворный на нерукотворный?
  5. Почему в прочитанном нами рассказе учитель называет детей счастливыми?

Занятие проводится в 3 классе и направлено на создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для духовно-нравственного развития личности.

Заставляет детей задуматься о том, какие поступки людей сохраняют первозданную красоту мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районный практический семинар учителей начальных классов.

Внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению

Научное сообщество «Мой край», учащиеся 3 класса

Руководитель: Коростелева Галина Васильевна

Тема : Сохраним красоту Божьего мира.

Цель: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для духовно-нравственного развития личности.

Планируемый результат:

Познавательные УУД:

Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями о том, что такое красота мира и от чего она зависит.

Слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах заданий.

Учиться письменно составлять текст-призыв для односельчан.

Регулятивные УУД:

Формировать умение ставить гипотезу, удерживать ее и планировать шаги для ее утверждения или опровержения.

Коммуникативные УУД


-аргументировать свою позицию; уметь работать в сотрудничестве.

Личностные УУД:

Учащиеся приобретают опыт внимательного отношения к окружающим миру.

Оборудование: картины природы, компьютер, проектор, презентация, музыкальные заставки «Дорогою добра», «Песня о красоте природы»,«Не губите, мужики», видеоролик «Мой край», «Лоскуты рая» (стрелецкая степь), «Храм», книга «Основы православной культуры» 1 год обучения, «Соловушка», оформленные листы-призывы для социума.

Ход занятия

  1. Мотивация. Эмоциональный настрой. Постановка темы занятия.

Звучит песня «Дорогою добра».

Дорогие гости, встречайте юных магистров научного сообщества «Мой край».

С каким настроением пришли на занятие? (отличным)

Чего ждёте от занятия? (больше узнать о своем крае, приобрести опыт поведения в обществе)

Для того чтобы узнать тему нашего занятия, я попрошу вас посмотреть на экран. (Просмотр видеоролика «Мой край»)

О чём ролик? (о красоте нашего края)

А что такое красота? Узнаем лексическое значение этого слова (работа со словарем)

Толковый словарь Ожегова.

Красота - красивые, прекрасные места (в природе, в художественных произведениях)

А какая бывает красота? (разная)

Об этом давайте прочитаем в книге. (чтение «Пурпуровый цветок», с.41)

Ребята, а кто создал эту разную красоту, которую мы видим ежедневно?

(Бог, Творец).

Давайте прочитаем об этом . (работа по учебнику 1 год обучения с. 68, чтение)

Что вы поняли из прочитанного? (действительно, красоту мира создал Бог)

(чтение учителем стихотворения «Всюду Бог») показ слайдов

Всюду Бог

В этой чуткой тишине,

В этой шири полевой,

В этой синей вышине

У меня над головой,

В серебре текущих вод,

В ветре тихом, словно вздох,

Чую сердцем, что живет

Всюду всё создавший Бог!

А как вы считаете, нужно ли нам сохранять эту первозданную красоту природы? Для кого? (нужно сохранять красоту природы для будущих поколений).

Кто может сформулировать тему сегодняшнего занятия. (сохраним красоту Божьего мира) запись темы на доске

2. Выдвижение гипотезы.

Ребята, так как вы юные магистры и у нас научное сообщество, давайте мы с вами проведем небольшое исследование. А для этого нужно выдвинуть гипотезу по теме нашего занятия.

Что такое гипотеза? (это предположение правдоподобное или неправдоподобное)

Совершенно верно. Как вы считаете, какую гипотезу мы можем сформулировать к сегодняшнему исследованию? (предполагаем, что красота Божьего мира зависит от действий человека)

Я с вами абсолютно согласна. Для нашего исследования вы будете записывать на листочек свои предположения.

3. Работа по исследованию.

а) - Посмотрите, пожалуйста, слайды. Скажите, что вы видите на них и запишите главные мысли на листочек? (как по вине человека была уничтожена природа)

видеоролик «Не губите природу»

Правильно ли поступал человек, когда совершал данные действия и к чему это привело? (человек совершал неправильные действия и привело это к гибели окружающего мира. По вине человека были погублены многие деревья, травы, животные, водоемы).

б)- Давайте вспомним, нет ли в нашем селе памятных мест, которые были разрушены по вине человека? (есть, это наша церковь, которая является святыней и гордостью нашего села ) слайд

просмотр видеоролика о храме

- Ребята нашей школы предпринимают все действия для того, чтобы сохранить то, что осталось: они каждую весну выходят на уборку вокруг церкви, создают фильмы об истории создания святыни и материалы отдают в музей школы (чтение стихотворения Василия Золотарева «Чудесны ландшафтами курские дали»)

в) - На грани катастрофы еще один объект нашего села. Это «Лебединый колодец». Неправильные действия человека почти привели к тому, что самый чистый источник нашего села приходит в упадок.

Расскажите, что вы знаете об этом источнике.

Рассказ об истории «Лебединого колодца». (слайд)

- Конечно, нам необходимо сделать все возможное для того, чтобы сохранить этот природный объект нашего села для будущего поколения. Давайте подумаем, что в наших силах сделать для сохранения этого объекта. (Рассказать историю колодца своим родителям. Предложить им пойти на субботник, разобрать плотину, сделанную бобрами, и спустить воду в пруду).

4. Действия человека по сохранению окружающего мира.

1. Итак, для того чтобы сохранить красоту мира нужны такие действия человека, которые не приводили бы к гибели окружающей среды.

Как вы считаете, что это за действия? (уборка территории, сохранение источников, участие в акциях «Помоги птицам зимой», посадка деревьев)

Мы с вами тоже приносим посильную помощь нашей природе, участвуя в этих акциях. (показ фильма «Красота природы»). Запись на листочках своих мыслей.

2. Показ фильма «Стрелецкая степь»

Для сохранения красоты Божьего мира человек создает заповедники.

А что такое заповедник? Давайте посмотрим фильм о природном центрально-черноземном заповеднике имени профессора В. В. Алехина Курской области «Стрелецкая степь». (просмотр фильма «Лоскуты рая»)

Вы посмотрели фильм о заповеднике нашего края, который охраняет места первозданной красоты, очень хрупкой и от малейшего неправильного действия человека может разрушиться. Давайте будем беречь то, что нам дано свыше.

(чтение стихотворения Юрия Першина «Моя родина»)

5. Итог занятия

Давайте вспомним гипотезу, которую мы с вами выдвигали в начале нашего исследования. (предполагаем, что красота Божьего мира зависит от действий человека).

Какой вывод мы можем сделать. (Действительно, красота Божьего мира зависит от действий человека, то есть будет она сохранена или нет)

Итак, наша гипотеза получила достоверное доказательство. Действительно от действий человека зависит красота Божьего мира.

Давайте мы с вами напишем призыв нашим односельчанам, о необходимости сохранения красоты природы. (дети под музыкальное произведение «Песня о земной красоте» пишут призыв на листочке.)

Давайте подумаем, где мы можем прикрепить наши листочки - призывы так, чтобы они были прочтены, то есть услышаны людьми? (в классе, в школе на стенде, на ларьке, на магазине, на остановке)

(дети зачитывают свой призыв и выходят в коридор школы и приклеивают на дверь)

Просмотр видеоролика «О Родина» (конец)

6. Рефлексия.

Учитель : Не забывайте о том, что будущее нашего края зависит от нас с вами. Стараться сделать свой край краше, богаче – наша задача.

Спасибо вам за плодотворную работу на сегодняшнем занятии.

Призыв!!!

Дорогие наши односельчане! Мы, юные заседатели сообщества «Мой край», призываем вас сохранять красоту Божьего мира: не губить объекты природы и исторические памятники нашего села. Давайте все вместе будем убирать нашу святыню и спасем «Лебединый колодец».

С ув. юные магистры Костровской школы

Самоанализ внеурочной деятельности

Внеурочное занятие проводилось по духовно-нравственному направлению. Форма занятия – заседание научного сообщества «Мой край». Это третье занятие в разделе «Православная культура в жизни людей».

Тема: Сохраним красоту Божьего мира.

Цель: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для духовно-нравственного развития личности (готовности и способности обучающихся к саморазвитию; положительное отношение к миру; личная ответственность за свои поступки, мотивация к социальной деятельности).

Планируемый результат: задуматься о том, какие поступки людей сохраняют первозданную красоту мира.

Познавательные УУД:

Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями о том, что такое красота мира и от чего она зависит.

Слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах заданий.

Учиться письменно составлять текст-призыв для односельчан.

Регулятивные УУД:

Формировать умение ставить гипотезу, удерживать ее и планировать шаги для ее утверждения или опровержения.

Коммуникативные УУД

Формулировать собственное мнение, уметь общаться, рассказывать на публике, слушать и слышать друг друга;
- аргументировать свою позицию; уметь работать в сотрудничестве.

Личностные УУД:

Учащиеся приобретают опыт внимательного отношения к окружающему миру.

Технология, применяемая на занятии: исследовательская

Оборудование: фотографии родной природы, компьютер, проектор, презентация, музыкальные заставки: «Дорогою добра», «Песня о красоте природы», «Не губите, мужики», видеоролик «Мой край», «Лоскуты рая» (стрелецкая степь), «Храм», книга «Основы православной культуры» 1 год обучения, книги для выставки «Родные просторы в произведениях земляков», оформленные листы-призывы для социума.

Структура занятия

  1. Мотивация к деятельности.
  2. Определение темы занятия, выдвижение гипотезы.
  3. Исследовательская деятельность:

А) отрицательное воздействие человека на природу;

Б) положительное воздействие человека на природу.

4. Рефлексия

1. вывод (достигла ли гипотеза подтверждение или нет)

2. призыв для односельчан.

5. Практический опыт учащихся.

Вывешивание призыва на людных местах.

На протяжении занятия используется исследовательская технология. Дети самостоятельно выдвигают гипотезу и исследуют ее опровержение или доказательство. На данном занятии были решены три уровня воспитательных результатов:

  1. Обучающиеся приобрели социальные знания о духовно-нравственных ценностях (читали тексты в учебнике о красоте мира, работали со словарем Ожегова, просматривали фильмы «Стрелецкая степь», «Храм»).
  2. Обучающиеся получили опыт переживания и позитивного отношения к ценностям социума (просмотр видеоролика о вырубке леса, пожаре, мусоре, загрязнении источников; уборка территории, изготовление кормушек, уборка святыни)
  3. Дети получили опыт самостоятельного общественного действия: написание призыва односельчанам и приклеивание на людном месте.

Поэтому я считаю, что данное занятие достигло цели и планируемых результатов.

История создания Владимирской церкви с. Костровы

Рыльского района, Курской области

В клировой ведомости Владимирской церкви с. Кострова Рыльского уезда за 1916 год содержатся следующие сведения.

Владимирская церковь построена в 1781 году «тщанием вдовы генерал – майора Анны Григорьевны Полянской» . Храм трехпрестольный: престолы освещены в честь Владимирской иконы Божией Матери, в память успения святой преподобной Анны и в честь святых Бориса и Глеба. К 1916 году церковь владела 33 дес. 1200 кв. саж. Пахотной земли и 1 ½ дес. усадебной земли вместе с погостом. Церкви принадлежала каменная сторожка, в которой располагалась женская церковно-приходская школа. В приходе, кроме указанной церковно-приходской школы, находилось начальное народное училище в с. Кострова и церковно- приходская школа в д. Кленной. Обе церковно-приходские школы были учреждены в 1900 году. В 1916 году в школах обучалось 136 мальчиков и 90 девочек.

Ближайшими церквами были Никольская села Никольникова и Борисо-Глебская села Березников.

В приход Владимирской церкви входили деревни: Могилевка, Шустовка, Кленная, Огаркова, Тураева. Всего в приходе числилось 437 домов , в которых проживало мужчин – 1542 чел., женщин – 1473 чел.

Священником с 1908 года в храме был Петр Гаврилович Попов.

После выхода в свет декрета СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23.01. 1918 г. Владимирский храм продолжал действовать в соответствии с договором, заключенным в июле 1920 г. Между гражданами села Кострова с Костровским волисполкомом.

В 1920 г. была составлена опись имущества Владимирской церкви. В описи содержится краткое описание внешнего вида и внутреннего убранства храма: церковь и колокольня каменные, в колокольне три колокола, вокруг церкви – ограда. В алтаре – деревянный трехъярусный иконостас, а в алтаре – 8 малых простых икон в киотах и 5 икон без киотов, 2 серебряных креста, в иконостасе 6 больших икон.


Конспект занятия, 24.09.2017 г.

1. Мир вокруг нас прекрасен.

2. Как же всё это появилось.

3. Ищем мудрый ответ в книгах.

4. Библия – книга книг.

5. Творец мира – Бог!

Доброе утро, дорогие ребята! Кто подскажет, с чего должно начинаться каждое занятие в воскресной школе? – Верно, с молитвы. Прежде чем начинать что-то делать, мы должны попросить Божьего благословения, Божьей помощи.

Итак, давайте совершим молитву. Встанем из-за столов, обратимся к иконе Господа Иисуса Христа и скажем: «Во имя Отца и Сына и святого Духа. Аминь». Перекрестимся. И снова сядем за парты. Хорошо.

Сегодня, ребята, мы будем говорить об очень важных вещах. Вы сказали, что вы уже взрослые, поэтому, с вами можно говорить о серьёзных вещах.

Скажите, ребята, вам нравится лес? А чем же нравится? Река, море, океан…? А вам приходилось когда-нибудь видеть горы? Всё это очень красиво, ребята.

Но откуда же всё это появилось? Кто эту красоту придумал?

Ребята, давайте обернёмся. Что вы видите перед собой?
– Книги.
А дома у вас есть книги?
- Да, есть.
Наверняка есть. И у меня тоже есть книги.

Знаете, ребята, кто читает книги, становится умнее, потому что книги написаны мудрыми людьми.

Но даже самые мудрые люди всегда спрашивали себя: как же появилось солнце, которое так приятно греет и светит? Кто придумал цветы, такие красивые и благоухающие? А самое главное – кто придумал человека? Откуда всё это появилось?

И мудрые люди, пытаясь найти ответ, писали книги.

Давайте, ребята, подойдём к книжным полкам. Какие книги вы видите?

Разные: большие и маленькие, разного цвета, книга может быть про животных, а может быть со сказками.

Все эти книги замечательные. И когда вы будете немного постарше, и у вас будут свои книги – самые разные, очень интересные книги.

Все эти книги хороши, но есть такая книга, в которой мы и найдём ответ на вопрос «откуда же все появилось?». В этой книге говорится, как появилось море, небо, деревья и цветы, леса и горы и, конечно же, как был создан человек.

Давайте попробуем её найти в нашей библиотеке. Дам вам подсказку: это самая большая книга, и она бывает очень тяжёлая.

Верно, ребята! Вы угадали. Эта книга называется Библия.

Скажем вместе? – Библия.

Поглядите, какая она большая, тяжёлая, как настоящая энциклопедия. Тот, кто прочитает всю Библию, станет очень мудрым человеком.

Мы с вами хотели узнать, как же появился наш мир, всё, что мы видим вокруг.

Давайте откроем Библию и посмотрим. Только будем очень внимательны.

На самой первой страничке написано: … (Читаем Быт 1:1-5 ). Дальше в Библии говорится о том, как Бог сотворил всё на свете.

Библия говорит, что всё, что мы видим: небо, солнце, луну и звёзды, зверей и птиц, моря и горы, даже людей – всё это сделал Всемогущий Бог.

Всё, что Бог сделал, было очень красиво. Бог радовался, видя, как рыбки плещутся в речке, как птички кормят птенчиков, как бабочки порхают своими крылышками.

Всё это было очень красиво. И Бог захотел разделить эту радость с кем-то ещё. Тогда… Тогда Бог создал человека. Самого первого человека. И вот теперь Бог вместе с человеком радовались этой необыкновенной красоте.

Про всё это мы читаем в Библии. Это самая удивительная из всех книг, какие только бывают.

Новое на сайте

>

Самое популярное