Домой Освещение История. Узбеки, таджики и джугуты - основное население Бухарского ханства в XIX-XX вв. Узбекский таджикский словарь онлайн Узбекско таджикский

История. Узбеки, таджики и джугуты - основное население Бухарского ханства в XIX-XX вв. Узбекский таджикский словарь онлайн Узбекско таджикский

Добро пожаловать в словарь узбекский - таджикский. Пожалуйста, напишите слово или фразу, которую Вы хотите проверить, в текстовом поле слева.

Недавние изменения

Glosbe является домом для тысячи словарей. Мы предлагаем не только словарь узбекский - таджикский, но и словари всех существующиих парыязыков - онлайн и бесплатно. Посетите главную страницу нашего сайта, чтобы выбрать из доступных языков.

Translation Memory

Glosbe словари являются уникальными. На Glosbe вы можете увидеть не только перевод на язык узбекский или таджикский: мы предоставляем примеры использования, показывая десятки примеров перевода предложений содержащих переведенные фразы. Это называется «память переводов» и очень полезно для переводчиков. Можно увидеть не только перевод слова, но и как оно ведет себя в предложении. Наша память переводов приходят в основном из параллельных корпусов, которые были сделаны людьми. Такой перевод предложений является очень полезным дополнением к словарям.

Статистика

В настоящее время у нас есть 4 360 переведенных фраз. В настоящее время у нас есть 5729350 переводов предложений

Сотрудничество

Помогите нам в создании крупнейшего узбекский - таджикский словарь онлайн. Просто войдите и добавьте новый перевод. Glosbe является объединенным проектом и каждый может добавлять (или удалять) переводы. Это делает наш словарь узбекский таджикский настоящим, так как он создается носителями языков, которые использует язык каждый день. Вы также можете быть уверены, что любая ошибка в словаре будет исправлена быстро, так что вы можете положиться на наши данные. Если вы нашли ошибку или вы сможете добавлять новые данные, пожалуйста, сделайте это. Тысячи людей будут благодарны за это.

Вы должны знать, что Glosbe наполняется не словами, а представлениями о том, что означают эти слова. Благодаря этому, за счет добавления одного нового перевода, создаются десятки новых переводов! Помогите нам развивать словари Glosbe и Вы увидите, как ваши знания помогают людям по всему миру.

  • УЗБЕКСКО-ТАДЖИКСКИЙ
  • ТАДЖИКСКИЙ в Энциклопедическом словаре:
    , -ая, -ое. 1. см. таджики. 2. Относящийся к таджикам, к их языку, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также …
  • ТАДЖИКСКИЙ
    ТАДЖ́ИКСКИЙ ЯЗЫК, относится к иран. группе индоевроп. семьи языков. С 1991 офиц. яз. Таджикистана. Древняя письменность на основе араб. графики, …
  • ТАДЖИКСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ТАДЖ́ИКСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА им. С. Айни, открыт в 1940 в Душанбе на базе Тадж. муз. т-ра (осн. в …
  • ТАДЖИКСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ТАДЖ́ИКСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР им. А. Лахути, созд. в Душанбе в 1929, с 1939 академический. С 1998 худ. рук. - Ф. …
  • ТАДЖИКСКИЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    таджи"кский, таджи"кская, таджи"кское, таджи"кские, таджи"кского, таджи"кской, таджи"кского, таджи"кских, таджи"кскому, таджи"кской, таджи"кскому, таджи"кским, таджи"кский, таджи"кскую, таджи"кское, таджи"кские, таджи"кского, таджи"кскую, таджи"кское, таджи"кских, …
  • ТАДЖИКСКИЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1) Относящийся к Таджикистану, таджикам, связанный с ними. 2) Свойственный таджикам, характерный для них и для Таджикистана. 3) Принадлежащий …
  • ТАДЖИКСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    таджикский (к таджики и …
  • ТАДЖИКСКИЙ в Орфографическом словаре:
    тадж`икский (к тадж`ики и …
  • ТАДЖИКСКИЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    таджикская, таджикское. Прил. к таджик (см. …
  • ТАДЖИКСКИЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    таджикский прил. 1) Относящийся к Таджикистану, таджикам, связанный с ними. 2) Свойственный таджикам, характерный для них и для Таджикистана. 3) …
  • ТАДЖИКСКИЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ТАДЖИКСКИЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    прил. 1. Относящийся к Таджикистану, таджикам, связанный с ними. 2. Свойственный таджикам, характерный для них и для Таджикистана. 3. Принадлежащий …
  • ТАДЖИКСКИЙ ЯЗЫК в Литературной энциклопедии:
    язык основной части населения Таджикской ССР и некоторых близких к ней районов и центров Узбекской ССР. Таджикские говоры СССР могут …
  • ТАДЖИКСКИЙ ЯЗЫК
    язык, язык таджиков. Распространён в Таджикской ССР, во многих районах Узбекской ССР, частично в Киргизской ССР и Казахской ССР, …
  • ТАДЖИКСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    театр оперы и балета академический им. С. Айни, ведущий музыкальный театр Таджикской ССР. Создан в Душанбе в 1940 на базе …
  • УЗБЕКСКО-РУССКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • УЗБЕКСКО-РОССИЙСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • УЗБЕКСКО-РУССКИЙ в Орфографическом словаре.
  • УЗБЕКСКО-РОССИЙСКИЙ в Орфографическом словаре.
  • НОЖ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    ТАДЖИКСКИЙ — таджикский национальный нож с прямым однолезвийным клинком и немного загнутым в головке черене. Ножны деревянные, покрытые кожей или …
  • ДУШАНБЕ в Справочнике Городов и столиц мира:
    ТАДЖИКИСТАН Душанбе (до 1929г. - Дюшамбе, до 1961г. - Сталинабад) - столица Таджикистана. Население города - 582400 жителей. Душанбе возник …
  • ТАДЖИКИСТАН в Справочнике Стран мира:
    РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН Государство в Средней Азии. На севере граничит с Узбекистаном и Кыргызстаном, на востоке - с Китаем, на юге …
  • ТАДЖИКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в Литературной энциклопедии:
    Письменность у иранских по происхождению народов Ср. Азии, к к-рым принадлежат таджики, существовала еще в древнейшие времена. Однако затем она …
  • ДУШАНБЕ
    (до 1929 Дюшамбе до 1961 Сталинабад), столица Таджикистана (с 1929). Железнодорожный узел. 582,4 тыс. жителей (1991). Машиностроение и металлообработка, легкая …
  • ДЕХОТИ АБДУСАЛОМ ПИРМУХАММАД-ЗАДЕ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1911-62) таджикский писатель. Сборники стихов; драма "Восстание Восе" (1939, совместно с М. Турсун-заде); пьеса о современном селе "Свет в горах" …
  • УНИВЕРСИТЕТЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от лат. universitas v совокупность, общность), высшие учебно-научные заведения, ведущие подготовку специалистов по совокупности дисциплин, составляющих основы научного знания. История …
  • УЛУГ-ЗОДА САТЫМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Сатым [р. 29.8(11.9)1911, кишлак Варзык, ныне Наманганской области Узбекской ССР], таджикский советский писатель, член-корреспондент АН Таджикской ССР (1951). Окончил Таджикский …
  • УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    язык, язык узбеков. Распространён в Узбекской ССР, а также в Казахской ССР и среднеазиатских республиках, за пределами СССР - …
  • ТАДЖИКСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ТАДЖИКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (самоназвание - тоджик), нация, основное население Таджикской ССР. В СССР общая численность Т. 2136 тыс. чел. (1970, перепись); из них …
  • СЧЁТНЫЕ СЛОВА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    слова, нумеративы, служебные лексемы или имена существительные, в той или иной мере утратившие основное значение, употребляемые в качестве показателей штучности, …
  • СССР. ТАДЖИКСКАЯ ССР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Советская Социалистическая Республика Таджикская ССР (Таджикистан) расположена на Ю.-В. Средней Азии. Граничит на Ю. с Афганистаном, на В.- с Китаем. …
  • СССР. НАСЕЛЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Численность населения СССР в 1976 составила 6,4% общемировой. Население территории СССР (в современных границах) менялось следующим образом (млн. чел.): 86,3 …

Cистема межгосударственных отношений в регионе Центральной Азии (Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан) базируется не только на советской и постсоветской административно-правовой, торгово-экономической и политической структурах, но и на более древних (базовых) культурно-цивилизационных и хозяйственных компонентах.

В Центральной Азии особой напряженностью отличаются узбекско-таджикские отношения. Противоречия между узбеками и таджиками являются самыми затяжными по своему развитию. Расселение этнических групп таджиков и узбеков практически на 50% не соответствует границам и географическому положению национальных государств - Республики Узбекистан и Республики Таджикистан. Это, соответственно, создает почву для многочисленных противоречий, самыми опасными из которых являются межэтнические.

Общеизвестно, что в основе государственности Средней Азии лежат тысячелетние традиции иранской государственности. Поэтому персы издавна, если и не доминировали в верховной власти государств Средней Азии, то, по крайней мере, были в значительном количестве представлены во властных структурах вообще. К примеру, в начале XX века бухарские таджики составляли значительную и влиятельную часть чиновничьего аппарата эмира.

Поэтому неудивительно, что и в современный период таджики составляли значительную часть чиновничьего аппарата Узбекистана. Сломать традицию не удалось даже в советское время. В советском и постсоветском Узбекистане главенствовали и продолжают главенствовать в основном таджики и местные иранцы.

Несмотря на сложные взаимоотношения Узбекистана и Таджикистана, таджики чувствуют себя в Узбекистане довольно комфортно. Не последнюю роль в этом играет и происхождение главы государства - Ислама Каримова, имеющего ирано-таджикское происхождение. Некоторые заявления о том, что он бухарский еврей по происхождению, не более чем эмоции. Хотя Ислам Каримов и не принадлежит, как таковой, к самаркандскому клану, этот регион имеет для него особое значение. Самаркандская область щедро финансируется госбюджетом, а таджикское население Самарканда одно из самых благополучных в материальном отношении.

Не являясь титульной нацией, и будучи за пределами родоплеменных клановых отношений, таджики, тем не менее, функционируют в стране пребывания как маленькое государство, которое можно идентифицировать, как известный в Таджикистане общественный институт самоуправления - “авлод”. Это доказывает то, что таджикскому сообществу Узбекистана присуще те же, что и “авлоду” признаки - обладание всем комплексом систем жизнеобеспечения, внутриэкономическими территориальными, духовно-культурными, идеологическими, правовыми и властными механизмами.

К настоящему времени таджики, многие из которых, к слову, по паспорту узбеки, занимают ключевые посты в республике. Это глава МВД Матлюбов Бахадур, глава МИД и его заместители - Норов Владимир, Салихбаев Анвар и Караматов Хамидулла, Секретарь Совета безопасности - Атаев Мурад, Государственный советник Президента - Султанов Хайриддин и другие. Помимо влиятельных должностей эти люди обладают и значительными финансовыми ресурсами. К примеру, Секретарь Совбеза Атаев М. контролирует электроэнергетику, угольную промышленность, владеет сетью пивных ресторанов по всей республике, заместитель главы МИД Салибхаев А. практически полностью контролирует фармацевтическую отрасль Узбекистана, глава МВД Матлюбов Б. контролирует узбекскую оргпреступность и через нее металлургическую отрасль. Помимо этого, Матлюбов Б., глава МИД Норов В. и упомянутый выше Атаев М. имеют долю в Таджикском алюминиевом заводе.

Если данный, далеко не полный список продолжить руководителями среднего звена, то получится внушительное таджикское сообщество, тесно переплетенное с исторической родиной, способное влиять на политику государства, обладающее значительными материальными ресурсами.

Хотя построенный президентом Узбекистана Исламом Каримовым режим часто называют авторитарным и даже деспотическим, это не полностью соответствует действительности. В реальности, узбекский президент вынужден балансировать между несколькими ведущими клановыми группировками и таджикским “авлодом”. По мнению экспертов, в последнее время позиции представителей таджикской национальности в Узбекистане вышли на качественно новый уровень. Позиционирующий себя, как неформальный лидер “авлода” Атаев М.И., сосредоточил в своих руках мощные рычаги управления. В его компетенцию входят все вопросы военно-технического сотрудничества, закупок и продажи вооружений, кадровые вопросы в силовых структурах и исполнительной власти, СМИ. В кулуарах известно, что Атаев М. пытается стать главой узбекских спецслужб (Служба национальной безопасности) - очень влиятельной структуры государства.

Безусловно, такое положение вещей не может оставаться без внимания со стороны Душанбе. Сына Атаева М. недавно пригласили на работу в представительство Таджикского алюминиевого завода в Москве.

На днях, Атаев М. в роскошном бизнес-центре “Инконел” справил свадьбу своей племянницы - Атаевой Сайёры, которая вышла замуж за высокопоставленного чиновника таджикской авиакомпании "Таджик Эйр", являющегося одним из наиболее близких людей Имомали Рахмона. На свадьбе почетным гостем являлся личный посланник главы Таджикистана. Характерно, что, по словам очевидцев, на торжестве неоднократно звучали тосты в честь городов Самарканд и Бухара - “… исконных земель таджикского народа”. А сама свадьба проводилась исключительно по таджикским традициям.

Национальная общность - не единственный (хотя и значимый) фактор, влияющий на то, как складывается сотрудничество узбекистанских таджиков с другими родоплеменными кланами. Многое определяется доступом к финансовым ресурсам. При этом, “авлод” является более гибким, чем строго территориальный узбекский клан. Ведущие представители таджиков, опираясь на поддержку своего “авлода”, становятся во главе той или иной отрасли экономики, распространяя влияние представляемого ими сообщества и укрепляя его финансовую мощь. Кадровая политика в республике целиком определяется борьбой между кланами и “авлодом”, во время которой узбекские кланы не всегда выходят победителями.

Дистанцированных от кланов фигур в узбекском правительстве мало, а их роль незначительна. Это, разумеется, не относится к таким внеклановым фигурам, как Гульнара и Лола Каримовы - дочери президента и их бизнес не включен в клановую узбекскую систему. Точнее, в силу своего положения, они в нее не интегрированы. Однако, не вызывает сомнения то, что после утраты государственной власти в лице своего отца - нынешнего Президента Узбекистана, крупнейший в стране бизнес Гульнары и Лолы Каримовых будет поглощен самым сильным на тот момент кланом. Не исключено, что им станет “авлод”, а его неформальному лидеру - Атаеву М. предстоит сыграть значительную роль в истории отношений Таджикистана и Узбекистана.

Три резко друг от друга отличающиеся народности составляют главное население Бухары: узбеки, таджики и джугуты [евреи].

Узбеки бедны и сильно притесняемы. Они держатся в большом загоне; их имя даже часто употребляется в виде ругательства. По правде говоря, узбеки стоят на весьма низкой и первобытной ступени умственного развития, в чем далеко уступают хитрым и ловким таджикам. Несмотря на это, они все-таки должны пользоваться предпочтением, так как очень добродушны, прямы и честны. Все они оседлы и занимаются земледелием: торговцев между ними мало.

Таджики - самая многочисленная часть населения, преобладают в стране во всех отношениях. В высшей степени развращенные, они не останавливаются пред выбором средств, чтобы только достигнуть своих целей; поэтому подкуп, обман, шпионство, доносы у них не считаются злом, родственные чувства, честь, любовь к религии и отечеству им неизвестны; главное их стремление - приобретать богатства и возвышаться быстро в иерархическом отношении, чтобы давить подчиненных и высасывать из них что только возможно (я говорю здесь о бухарских таджиках).

Самому большому презрению, самым большим притеснениям подвергнуты в Бухаре джугуты. Они живут преимущественно в городах, лишены всяких прав гражданства, даже ограничены в выборе одежды, так, например, им запрещено ездить верхом, носить чалмы и наряды ярких цветов, они должны ходить в простых темных халатах, подпоясанных маленькими платками, или просто веревочками, в маленьких из темного сукна шапочках на голове.

Кроме этих трех народностей, в Бухаре живут индийцы, авганцы, персияне (большею частью невольники), киргизы, каракалпаки, туркмены и татары, преимущественно ученики медрессе и беглые из наших пределов (Н. П. Стремоухов. Поездка в Бухару. (Извлечение из дневника) //Русский вестник, 1875, № 6.).

При чтении данного отрывка создается впечатление, что Бухарский эмират был населен в основном таджиками, хотя численное доминирование таджиков над узбеками путешественниками не отмечается. Количество таджиков в XIX-XX веках оценивали в пределах 6-9 процентов от общего населения Средней Азии, а авторы данного дневника, скорее всего, всех персоязычных жителей городов ассоциировали исключительно с таджиками.

Кроме того, отдельные миссионеры и офицеры Российской империи преследовали вполне ясные арийско-имперские цели, заключающееся в убеждении в том, что узбеки дикие захватчики и составляли меньшинство, тогда как у индоевропейцев-таджиков высокая арийская цивилизация, а каждый тюркоязычный туземец, имеющий преобладание европеоидных черт, является тюркизированным таджиком.

Такие авторы не были близко знакомы с историей Междуречья, cамоидентификацией ее народа, описаниями внешности кыпчаков и карлуков древности, работами М.Кашгари, отмечавшего тюрков-карлуков, обитавших еще с древности вокруг Самарканда.

Все же, среди большого количества русских и европейских авторов были и такие исследователи, которые жили среди туземцев и хорошо знали их, были хорошо знакомы с историей и культурой Востока, персидской литературой, знали местные языки, общались с местными жителями. Они правильно использовали местные этнонимы.

Дальнейшее изучение состава населения позволило сделать выводы о том, что население г.Бухары главным образом состоит не из таджиков, а из различных узбекских родовых и городских групп, частично принявших таджикский язык. Так, Александр Борнс, называя всех бухарцев узбеками, отдельно отмечает, что узбеки Бухары говорят по-персидски, поскольку, по его словам, когда-то эта страна подчинялась Персии, но сами его знакомые бухарцы называют себя узбеками. Он уточняет, что по внешности узбеки не похожи на остальных татар, хотя свадьбы у них проходят по татарским обычаям.

В книге Сухаровой "Бухара в XIX и в начале XX в." тщательно исследуется состав населения г. Бухары. Автор отмечает, что, несмотря на таджикоязычие, горожане еще с начала XIX века называли себя узбеками. В 1926 году при переписи в старом городе обнаружили 41 839 человек, из них 27 823 назвались узбеками, 8 646 - таджиками (из 220 махаллей 193 были таджикоязычны, но из 102 опрошенных на предмет национальности только 11 назвались таджиками, а 88 - узбеками). Свое таджикоязычие узбеки объясняли так: "Вахташ-ба эрон омадаги, лафзи ино тожик, мо тожики ед гирифта омадаги" - "Когда пришли иранцы, а их язык таджикский, мы стали говорить по-таджикски". На вопрос, если они узбеки, то кто же тогда таджики, старые респонденты отвечали следующим образом: "Мо тожик гуфта эронихоя мегуфтем" - "Таджиками мы называли иранцев".

Подробное описание населения Бухарского ханства составил Е.К.Мейендорф, путешествовавший из Оренбурга в Бухару в начале XIX века (опубликовано в 1822 г.). В частности, он оставил следующие заметки этнографического характера:

"Вокруг Ташкента расположены селения Джетыкент, Сайрам, Карабура, Чимган, Икан и пр. и пр., населенные узбеками. Там встречается лишь небольшое число таджиков и туркестанцев и совсем нет евреев.

Хиссар расположен в хорошо возделанной долине, изобилующей пастбищами, насчитывает примерно 3000 домов. Жители этой страны почти все узбеки. Среди них лишь немного таджиков, в большинстве очень богатых. Говорят, что там несколько раз видели, как узбеки продавали просо; если зерно никто не покупал, то они выбрасывали его, чтобы не везти обратно. Узбеки владеют большими стадами и живут в достатке.

Хиссарскому хану подвластны Денау, самый большой после Хиссара город, Сарыджуй, Тупалак, Регар, или Регара, Каратаг, Дештабад, Чокмазар и Ходжа-Таман. В последнем погребен святой, весьма почитаемый мусульманами. Рамит - довольно большой город, примерно в 100 верстах к северу от Хиссара. Его хан во время войны может иметь в распоряжении около 10 000 человек. Недалеко от Рамита поднимается одна из высочайших гор в этой стране. Куляб, вмещающий приблизительно 3000 домов, расположен восточнее Хиссара, на пути из Бадахшана в Коканд. Он независим. Все эти города населены узбеками, большая часть которых - земледельцы.

Узбеки живут вдоль этого пути вплоть до местности за Бамианом. Далее встречаются хезарейцы, большинство которых населяют горную страну, предшествующую Гардан-дивани. За этой крепостью начинается страна афганцев. В 80 верстах от Андхоя находится Меймене. По дороге встречается несколько селений. Меймене заключает в себе около 1000 домов, где живут только узбеки, кочующие летом... Они нередко грабят караваны, воюют со своими соседями, совершают набеги на Хорасан и доставляют пленников на невольничьи рынки Бухары.

Торака, старший сын нынешнего хана, был правителем, хакимом или беком в городе Кермине, населенном, по преимуществу узбеками, в большом числе живущими также в его окрестностях.

Мы уже говорили о том, что узбеки похожи и на татар и на калмыков. Они расселились преимущественно в окрестностях Самарканда, Бухары, Каракуля, Карши, Гузара и в Мианкале.

Отличаясь друг от друга во многих отношениях, таджики и узбеки имеют много общего... Многие узбеки ведут торговлю, особенно правительственные чиновники. Соблазн наживы и жажда богатства способствуют росту их продажности и увеличивают неправосудие. Более того, доносы, интриги, зависть, столь распространенные при восточных дворах, оказывают на нравы ханских фаворитов пагубное влияние; они владеют искусством тонкого обмана и униженного раболепия, если этого требуют обстоятельства.

Вот так может быть [приблизительно] распределено это население (Бухарского эмирата): всего 2 478 000.

Узбеки - 1 500 000
Таджики - 650 000
Туркмены - 200 000

Арабы - 50 000

Персы - 40 000

Калмыки - 20 000

Киргизы и каракалпаки - 6 000

Евреи - 4 000

Афганцы - 4 000

Лезгины - 2 000

Населенiе ханства распадается главнымъ образомъ на две группы - Тюркскую и Иранскую. По нацiональностямъ оно разделяется на узбековъ, таджиковъ, киргизовъ, арабовъ, мербовъ, индусовъ, персiянъ и евреевъ. Из тюркскихъ народностей первое место по численности и господствующему положенiю принадлежит узбекамъ, частью оседлымъ, частью полукочевымъ, живущимъ, главнымъ образомъ въ западной части Бухары и занимающимся земледелiемъ и скотоводствомъ. Узбекамъ принадлежит главная роль въ деле управленiя страной, такъ какъ и самъ Эмиръ узбекъ изъ племени мангитъ; они же составляют военную силу страны. Узбеки фанатично-религиозны, безпокойнаго характера, мало воспрiимчивы къ культуре и съ презренiемъ относятся къ иранскимъ народамъ; они делятся на роды (мангытъ, кунградъ, кипчакъ и др.) живущiе въ различныхъ частяхъ ханства, и родовое начало до сихъ поръ играет въ укладе ихъ жизни довольно заметную роль. Къ тюркскимъ же народностямъ принадлежать также туркмены, живущiе по берегамъ Аму Дарьи и Пянджа и киргизы, населяющiе некоторыя районы восточной Бухары и северную степную ея окраину. Туркмены живутъ оседло, занимаясь главнымъ образомъ земледелiемъ и производствомъ ковровыхъ изделiй, киргизы же ведутъ почти исключительно кочевой образъ жизни и занимаются скотоводствомъ.

Въ группе иранскихъ народностей первое место занимают таджики, потомки коренного древняго населенiя страны, населяющiе первоначально почти все города Средней Азiи; главными занятiями ихъ являются земледелiе, садоводство и отчасти скотоводство. Кроме того въ ханстве, въ небольшомъ количестве живут арабы, цыгане, афганцы, индусы и евреи. Арабы представляют потомкомъ техъ воиновъ, которые подъ предводительствомъ Кутейбе принимали участiе въ завоеванiи Туркестана; въ настоящее время они въ значительной мере смешались съ узбеками. Хазары и афганцы недавно переселились изъ Афганистана, и живут близъ его границъ. Индусы встречаются исключительно въ городахъ, где занимаются торговлей, разменомъ денег и ростовщичествомъ. Они отличаются отъ туземцевъ какъ Бухаре, так и въ русскомъ Туркестане своимъ костюмомъ и особымъ знакомъ, вроде языка племени, вытравленномъ на лбу. Въ деле ростовщичества въ последнее время ихъ опасными конкурентами становятся евреи, въ руки которыхъ вместе съ темъ переходит и вся крупная торговля.

Почти все населенiе Бухары исповедует исламъ, при чемъ тюркскiя народности являются суннитами, а иранцы частью суннитами и шiитами, частью же последователями некоторых сектъ. Большая часть населенiя ханства живет оседло, занимаясь земледелiемъ и садоводствомъ; меньшая ведет полукочевой и кочевой образъ жизни, засевая небольшое количество земли вблизи своихъ пастбищъ или занимаясь скотоводствомъ (Старина и быть Средней Азiи. Изданiе Т-ва "Образованiе". МОСКВА. 1917).

Подавляющее большинство как европейских, так и российских разведчиков, этнографов и путешественников все в один голос свидетельствуют о незначительности "автохтонного" иранского населения на фоне "пришлого" тюркского моря.

В.И.Масальский:

"Таджики, составляющие около 7% жителей русских областей Туркестана, являются потомками древнего арийского населения страны, вышедшего из Ирана и занявшего южную часть Средней Азии во времена исторические наследие это, пережив в течении длинной вереницы нашествий и кровавых смут; в особенности таджики отразившихся на нею при господстве тюрко-монголов, частью смешалось с завоевателями, частью же, под напором последних, было оттеснено в гористую часть Туркестана и там сохранило, в большей или меньшей чистоте, свои племенные черты. В настоящее время таджики населяют главным образом южную горную часть страны; по данным переписи 1897 г. их насчитывалось: в Ферганской области - 114.081 душ обоего пола (7,25% всего населения области), в Самаркандской области - 230.384 (26, 74%) и в Сырдарьинской области - 5. 557 душ (около 0,40%). В Ферганской области таджики живут главным образом в Скобелевском (Маргеланском) Коканском и Наманганском уездах, в Самарканской - Самарканском, Ходжентском и Катта-курганском уездах, а в Сырдаринской - в Ташкентском уезде. В Закаспийской области таджиков вовсе нет, а в Семиреченской их зарегистрировано всего 264 человек, таким образам, общая численность таджиков в русских областях уже составляла, по данным переписи, 350.286 человек, т.е. 6,63% всего населения. В Хивинском ханстве таджиков вовсе нет, в Бухаре же составляют главную массу населения горных частей ханства Каратегина, Дарваза, Рошана, Шугнана, Вахана и других областей верхнего течения Амударьи, а также отчасти бекств - Кулябского и Балджуанского. Точных сведений о численности таджиков в Бухаре не имеется; по одним данным они составляют около 30% всего населения, по другим, по-видимому, более достоверным, таджиков в ханстве имеется не более 350-400 тысяч; если принять последнюю цифру, то численность таджиков во всей Средней Азии составляет около 750.000, т.е. около 9% всего ее населения".

А.Л. Кун "Очерк Кокандского ханства" (1876):

"Аборигенами долины Ферганы, мне кажется, несмотря на их незначительную численность ныне, надо признавать таджиков, которые все более и более в Средней Азии поглощаются тюркскою народностью. Преобладающая часть современного населения составилась из осколков различных племен, передвинувшихся сюда из Ташкента, Самарканда, Бухары и других местностей". Далее он разъяснял подробнее: "Главные части населения ханства составляют Узбеки, Таджики и Киргизы. Первые два из них образуют основную часть страны, оседлых жителей, и последние -кочевников, между которыми более развитыми, хотя и не столь численными, являются Кипчаки. Большинство из них ведет полукочевую жизнь, стремясь при этом кочевать поближе к городам и селам. В этнографическом отношении они имеют много общего с горожанами. Таджики, исключительно населяя южную и западную части ханства, редко образуют отдельные поселения, в большинстве случаев они живут вместе с Узбеками" (таджики "образуют отдельные селения", значит, если следовать логике Куна, большую часть населения сел и городов Ферганы составляют узбеки. Абашин С.Н.)".

А.Шишов:

"Точную цифру таджикского населения в настоящее время невозможно определить.

Материалы, собранные всеобщей переписью 1897 г., до настоящего времени не разработаны. Это лишает нас возможности судить о числе таджиков в русских владениях. Еще больше трудно судить о численности таджиков в сопредельных с Туркестанским краем странах. Поэтому, на приводимые ниже сведения о количественном составе таджикского населения, нужно смотреть лишь как на приблизительные.

По отдельным областям Туркестанского края имеются следующие данные:

В Самаркандской области, согласно данным всеобщей переписи 1897 года, таджиков считается 217 000. В Ферганской области таджиков считается 172 200. В Сыр-Дарьинской области таджиков считается 130 000. Таким образом, в пределах русских владений Средней Азии таджиков считается 519 200 человек.

По другим данным, в Самаркандском уезде в 1897 году проживало 342 197 человек, из них узбеки - 200 672, таджики - 123 342. В Самаркандской области проживало 860 021 человек, 59 процентов из них узбеки, 26,8 таджики и 2 процента так называемые сарты. Большинство населения таджики составляли только в Ходжентском уезде, да и там количество узбеков составляло более 33 процентов от общего числа населения.

В Бухаре с Гиссарским краем считается 240 000 таджиков; в Каратегиие 50 000, Дарвазе - 35 000, Рошане - 5000, Шугнане - 5448 и Вахане - 3000.

На основании вышепривенных данных нужно считать в Бухаре и ее владениях 358 000 таджиков".

П.Кузнецов:

"В ташкентском уезде таджики живут в восточной части, в горах к северу от границы Ферганской области, самым северным пунктом области распространения таджиков в нашем уезде является кишлак Бискен, южным - Шаугаз и восточным - Баксук. Число таджикских поселений в этой области. Затем имеются два кишлака со смешанным населением таджикским и сартовским, это - Аблык и Баксук.

Во всех названых кишлаках таджики насчитывается приблизительно, 1800 дворов, с населением около 8 ½ тысяч человек общего пола, считая и детей.

Ассимиляция таджиков с тюрками сказывается и в наружности. В Шаугазе у многих таджиков тюркские черты лица. Тоже и в Аблыке; настоящие таджикские типы там редки, вырождаются. Какие же факторы играют главную роль в тюркизации таджиков, кроме общей с сартами религии? Прежде всего, географическое положение; таджикские кишлаки являются, так сказать, ничтожными островками среди моря тюркского населения, они со всех сторон окружены массою сартов, киргиз, кара-киргиз и курамы".

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона:

"Коренное иранское население края в настоящее время немногочисленно; остатки его сохранились под именем таджиков (9 1/2%), живущих в горах Ферганской и Самаркандской обл. и занимающихся земледелием. По данным официальной статистики Туркестанского края, в регионе насчитывалось 7,3 млн человек. Вместе с Бухарским эмиратом и Хивинским ханством численность населения оценивалась в 9,5 млн. человек, из них тюрки - 88,4%, таджики - 7,3%. При этом узбеки составляли 39,2% населения, казахи - 19,5%, киргизы - 13,5%,таджики - 7,3% и т.д.".

По статистической публикации Туркестанского края, узбеки составляли 39,2% населения края, киргизы - 19,5%, каракиргизы - 13,5%, русские - 9,1%, таджики - 7,3%. туркмены - 4,9%, каракалпаки - 1,3%, кашгарцы - 1% (иначе, тюркское население составляло около 80%, и узбеки - почти половину).

По данным официальной статистики, в 1914 году в Туркестане проживало 7,3 миллионов человек, в Ферганской области мусульмане составляли 98,3%, в Самаркандской - 69,1%, в Сырдарьинской - 92,8%. По другим (оценочным) данным, в 1913 году население края без двух ханств составляло 9,5 млн человек, из них тюрки - 88,4%, таджики - 6,9%, русские - 3,7%.

Численность таджиков 350 397 в русских среднеазиатских владениях и около 500 000 в Бухарском эмирате.

В 1926 году в Узбекистане проживало 967 728 таджиков, из них 671 125 - в Таджикской АССР. Узбеков в Таджикской АССР отмечено 175 627 человек.

После отделения Таджикской АССР в союзную республику перекрестная статистика такова: в Узбекистане проживает 317 560 таджиков.

В 1979 году перепись обнаружила в Узбекистане 594 627 таджиков.

При переписи 1989 года зафиксировано 933 560 таджиков, что в полтора раза больше, чем это было в 1979 году, так как в 1979 году было разрешено изменять графу национальность.

В 2000 году количество таджиков 1 165 713.

Как видно, все числа начиная с 1820 года и кончая 1926 годом согласуются между собой, в промежутке между этим временем численность таджиков составляет 700 000 (в начале XIX века) и 1 млн (в начале XX века). Около 300 000 таджиков оказалось в Узбекской СССР, и около 700 000 - в Таджикской СССР.

РАЗНИЦА МЕЖДУ САРТАМИ И ТАДЖИКАМИ

Часто в Интернете можно встретить различные мнения казахских и таджикских юзеров, а также статьи от таких академиков, как Р.Масов, рассказывающих о включении в узбекскую нацию в начале прошлого века большинства таджиков, объявив их узбеками. Господа узбековеды повторили это несколько раз в нескольких работах и теперь считают установленным фактом, упорно ссылаясь друг на друга. Поскольку они не могут привести конкретные цифры таджиков, записанных узбеками, в таких случаях узбековеды вместо таджиков вынуждены использовать так называемых сартов как один из компонентов будущего узбекского народа, предусматривая, что сарты суть таджики или народ тюрко-иранского происхождения, который якобы составлял один этнос с таджиками.

Многочисленные записи, а также этнографические исследования опровергают данную сознательную дезинформацию.

Для начала обратимся к энциклопедии Брокгауза и Ефрона:

"Сарты - название туземных оседлых жителей городов и селений обл. Сырдарьинской и части Ферганской и Самаркандской. Общая численность их достигает 800000, составляя, по данным 1880 г., 26% всего населения Туркестана и 4,4% оседлого его населения. В Сырдарьинской обл. Сарты свыше 210 тыс., в Фергане ок. 350 тыс., в прежнем Зеравшане (ныне Самаркандская обл.) свыше 150 тыс. В этнографическом отношении Сарты представляют собою тип смешанный, происшедший от слияния древнего иранского населения Туркестана с позднейшими завоевателями и поселенцами тюрко-монгольского происхождения. Сарты сохранили физический иранский тип и по наружности очень похожи на таджиков, но в отличие от последних, живущих среди них разбросанно и сохранивших свой персидский язык, Сарты говорят на особом тюркском наречии, известном под именем сарт-тили. По мнению Лерха, наречие Сартов ближе всего к джагатайскому литературному языку, а в отдельных пунктах приближается к народному наречию узбеков и киргиз".

Губаева С.С.: "Сарты к рассматриваемому времени вобрали в себя на территории Ферганской долины, в частности, представителей тюркских и тюрко-монгольских родов и племен, поселившихся в Средней Азии задолго до нашествия даштикипчакских узбеков (ягма, ашпар, чигиль, анди, чограк, чурас, бахрин, нарын, балык-чи, каучин и мн. др.), представителей даштикипчакских узбекских племен и родов (кырк, сарай, тама, мангыт, катаган, кунград и мн. др.), существование которых (тех и других) в этом регионе в давние времена можно восстановить только по письменным памятникам и по топонимии. Узбекоязычные сарты Ферганы вобрали в себя также часть таджиков, оседающих киргизов и отдельных представителей других народов, прибывавших в этот край в разные времена".

В. И. Бушков и Л. С. Толстова предполагают, что сартами при переписи 1897 назывались: 1) узбеки без родовых делений - потомки узбеков, потерявшие свое родо-племенное название и родо-племенную структуру и сильно смешенные с древним ираноязычным автохтонным населением. 2) некоторые группы городских таджиков.

В.П.Наливкин: "Под именем сартов в Сырдарьинской, Самаркандской и Ферганской областях разумеется местное мусульманское оседлое население, городское и сельское, которое, не представляя в разных местностях названных областей особенно резких различий в бытовом отношении, в этнографическом подразделяется на собственно сартов, давно уже осевших тюрков (или узбеков), ведших раньше кочевой образ жизни, и таджиков, издревле оседлых аборигенов этой страны, говорящих на более или менее своеобразных наречиях персидского языка, в большей или меньшей мере подвергшихся влиянию языка пришлых завоевателей тюрков, (именуемых также и тюрко-монголами).

Одной из характерных черт таджиков является их тяготение к горам. Наибольшая часть таджикских селений находится в горах и предгорьях, причем наибольшая же часть всех вообще таджиков края проживает в Самаркандской области; в Ферганской, в предгорных частях Наманганского, Кокандского и Маргеланского уездов их значительно (вдвое) меньше, а в Сырдарьинской области несколько небольших таджикских селений имеются лишь в Ташкентском и Чимкентском уездах".

В специальной рецензии, изданной в 1883 г. в газете "Туркестанские ведомости", Наливкин пишет: "Большая часть населения большей же части существующих городов и селений Ферганы состоит не из таджиков, как, по-видимому, думает г. Миддендорф, а из сартов-узбеков, которые суть не иранцы, как полагает г. Миддендорф, а тоже "узбеки киргизского", т.е. мингского, наи-манского, багышского, каракалпакского и др. "происхождения, осевшие, частью смешавшиеся с аборигенами-таджиками". Эту мысль Наливкин повторил несколько раз, критикуя Миддендорфа за равнозначное употребление терминов "сарт" и "таджик" и повторяя, что сами жители Ферганы (за редким исключением) называют себя узбеками. При этом он указывал: "В пределах Ферганы в численном отношении сарты-узбеки значительно преобладают над таджиками".

В 1871 г. Л.Ф. Костенко в главе "Этнографический обзор народов, населяющих Среднюю Азию" (в книге "Средняя Азия и водворение в ней русской гражданственности") специально остановился на различиях между узбеками и таджиками в "сартовском вопросе". Костенко говорил о смещении тюрок и иранцев, при этом смешении тип и язык остались наиболее заметными чертами, могущими служить руководнюю нитью при распознавании племен. Что же касается образа жизни и характера, то эти данные настолько общи всему оседлому населению Средней Азии, что сбивали с толку и продолжают сбивать и до сих пор всех наблюдателей туркестанских племен. Именно последнее обстоятельство, по мнению автора, приводит к тому, что "некоторые русские наблюдатели" ошибочно приписывают жителям Ташкента и всех городов правее реки Сырдарья - которых называют "сартами" - "иранское происхождение", имея в виду схожесть их образа жизни с таджиками Самарканда и Бухары. В Ходженте "спрошенный вами обыватель о том, кто он" сарт или таджик? ответит, что он и сарт (по роду жизни), и таджик (по происхождению). Все таджики суть сарты, но не все сарты суть таджики. В Ташкенте, местное население отрицает, что они таджики, и даже не всегда соглашается с названием сарт, "а определит себя просто ташкентлык (т.е. ташкентцем)".

В 1880 г., Костенко писал, что "племени сартов нет... Сартами называются: 1) таджики...; 2) осевшие узбеки, татары, киргизы и разные народности, происшедшие от взаимного их смешения...; 3) таранчи" ("таранчи - это суть сарты, населяющие оседлые пункты Кульджинского края") .

Ю.Д.Южаков, имея в виду Ташкент, Бухару, Самарканд и ферганские города, писал, что здесь живут сарты или таджики. Южаков говорил о разногласиях в трактовке понятия "сарты" и определении их "племенной" принадлежности. Он привел мнение, согласно которому сарты и таджики "…не одно и то же племя, а два отдельные племена": те, кто говорит по-персидски, являются таджиками, а те, кто говорит "смесью тюркского и персидского", - сарты.

В 1881 г. другой авторитетный исследователь Д.Л.Иванов, рецензируя разделы книги франко-венгерского автора Уйфальви, посвященные Фергане, пересказывал его слова о том, что сарт говорит только по-тюркски и ничего не понимает пo-персидски. Таджик неохотно изучает тюркское наречие и многие из них не умеют говорить иначе, как по-своему, т.е. персидским наречием.

В 1872 г. в работе "О пространстве и населении Туркестанского края" А.В. Буняковский по поводу сартов писал: "Сартовская народность, образовавшаяся из помеси тюрков и узбеков с таджиками, в вышеупомянутых уездах сформировалась в отдельную народность.

В труде "Статические очерки Среднеазиатской России" (1874) М.А.Терентьев писал, что "из слияния этих двух народов (узбеков-киргизов и таджиков)" явился новый тип - сарты.

Аристов полагал, что сарты - это "помесь" разных племен (в том числе тюрков с таджиками, тюрков между собой, с афганцами, арабами), а также просто тюрки, "обратившиеся" в оседлость. Заметив, что жители Самаркандской области и Бухары, носители точно такой же культуры как по Ферганской области, "предпочитали называться узбеками", Аристов предположил, что "этнографическое будущее" самаркандских и бухарских узбеков состоит в "этническом объединении" с сартами.

Здесь необходимо отметить, что до присоединения Средней Азии к Царской России сарты не фигурировали как отдельная народность от узбеков. Европейские авторы, миновавшие казахские степи, как Вамбери или Борнс, никогда не использовали слово сарт в качестве названия тюркоязычного населения Средней Азии, поскольку у тюркоязычного населения такого самоназвания не существовало. Этот термин русские переняли у своих переводчиков казахов, для которых все оседлые жители были сартами. Казахи и киргизы до сих пор имеют обыкновение узбеков называть сартами. Большинство этих сартов идентифицировало себя узбеками, часть - просто тюрками или по месту жительства.

Алихан Аман, об этимологии, значениях и истории слова сарт:

"Изначально следует отметить отсутствие слова сарт в письменных источниках, созданных самими сартами, или в самоназваниях групп каких-либо групп населения Туркестана. В многообразных источниках на протяжении около десяти веков слово сарт звучит о сартах, но не от сартов, что можно объяснить только упорным неприятием этого самоназвания… Точности ради следует отметить, что слово сарт все же встречается в начале 20 века в многочисленных документах, написанных или подписанных, но не сартами, а от их имени во времена "рус вакты" - "времена русских" - так часть населения Туркестана до сих пор называет времена пребывания России в Средней Азии. В этих документах термин сартов представляли русскому чиновнику посредники - чиновники, писцы и переводчики".

Ш.Лапин, отвечая Бартольду статьей "О значении и происхождении слова "сарт" (По поводу заметки г. В. Бартольда)", опубликованной в "Туркестанских ведомостях", писал: "…о смешении узбеков и таджиков: оно "способствовало образованию узбекско-таджикской помеси, у которой не осталось почти ничего национального, кроме родного узбекского языка... слово "сарт" на языках киргиз и первобытных узбеков приняло более широкое применение, обозначая собою понятие как о таджиках, так и об осевших узбеках и других тюркских народностях (кипчаках, мангытах и пр.), принявших таджикскую культуру, т.е. о всем оседлом населении, в каком смысле оно употребляется и доныне... Слово "сарт" никогда не употреблялось и не употребляется туземцами в смысле названия особой народности". Лапин продолжал настаивать на том, что название "сарт" дали оседлому населению кочевники-киргизы и означало оно оскорбительное "сары-ит" (желтая собака).

"Приведем еще малоизвестный пример того, что сарты не считали себя сартами - это ответ ташкентского Махмута - "фактотума всех русских - знал все и вся", на вопрос о том - кто такие сарты? Махмут ответил: "В здешнем крае много разных племен: самые многочисленные из них - киргизское, узбекское и таджикское… Слово сарт значит - неизвестный человек: мы же понимаем городского жители или торгового человека. Сартовского племени нет: такое название придумали русские, когда этого слова сарт не понимали".

Очень интересна небольшая дискуссия в "Туркестанских ведомостях" в 1912 г. В заметке "Происхождение слова "сарт", представитель нового поколения российских ученых - М.В. Гаврилов - опубликовал перевод письма кокандского жителя Мухаммад-Амина Мухаммадджанова в "туземную" газету "Вакт" (Время) от 8 октября 1912 г., где говорилось в виде обращения к татарам издателям газеты: "Да будет известно, что слово "сарт" не является названием нации, оно дано нам русскими и лишено всякого основания". "Туземец" предложил называть свой народ не словом "сарт", а словом "турк", так как термин "сарт" оскорбителен.

Как видно из изложенного, люди говорящие на разных языках и не отождествляющие друг с другом, в данном случае сарт и таджик, не могут априори быть одним этносом. Следовательно, под сартами зафиксированных при переписи в конце XIX следует понимать народ, который несомненно относил себя к тюркским народам, в данном случае узбекам.

В.И.Бушков: в предисловии к разработке данных переписи этот факт комментируется следующим образом:

"Сартами называют издревле оседлый народ тюрко-иранского происхождения, говорящий на узбекском языке. Сотни тысяч сартов именуют себя узбеками и свой язык узбекским. Они уже не сознают себя отдельной народностью и вопреки мнению ученых утверждают свое единство с узбеками. Понятно, почему именно название "сарт" исчезает, уступая понятию "узбек". Слово "сарт" в устах узбеков (так же, как и киргиз) было бранным. Естественно, что многие из сартов сами стали считать недостойным для себя носить такое название, тем более, что не видели никакого отличия между собой и узбеками. Вот почему в последние годы было отмечено так много узбеков в тех местностях, которые всегда считались населенными одними только сартами (Материалы Всероссийских переписей. С. 42-56.).

Магидович подтверждал слова Лапина: "Материалы статистических переписей и обследований, начиная с 1897 г., подтверждают это заявление миллионами показаний самого населения. Смысл этих показаний был совершенно ясен: нет особого народа сарт, отличного от узбеков, и нет особого сартовского языка, отличного от узбекского".

Вышеприведенное исследование П.Е. Кузнецова, а также работа П.И. Пашино наиболее ярко и наглядно иллюстрируют существенную разницу между сартами и таджиками:

П.Е. Кузнецова. В одной из них - "О таджиках Ташкентского уезда (краткий отчет)" (1900): "По личным наблюдениям Н.Г. Маллицкого, в настоящее время таджики, живущие в предгорьях Ташкентского уезда, быстро сартизуются, и в то время как более консервативные элементы населения, женщины и старики, еще сохраняют таджикский язык, молодежь большею частью говорит по-тюркски. Автор задавал вопрос: "Какие же факторы играют главную роль в тюркизации таджиков, кроме общей с сартами религии?" - и отвечал: географическое положение (таджикские селения являются "ничтожными островками среди моря тюркского населения"), язык ("самое могущественное средство сартизации таджиков") и смешанные браки.

Следы тюркизации между таджиками ярко сказываются в языке их. Самые обыденные слова, как названия родственников, многих частей тела, болезней и пр. перешли в таджикское наречие из тюркского языка. Особенно много у таджиков существительных, произведенных от тюркских глаголов. Вообще язык таджиков ташкентского уезда переполнен сартовскими словами. Если арабские и персидские слова составляют около ½ сартовского лексикона, то сартовские слова в свою очередь окажутся не в меньшем количестве в таджикском наречии нашего уезда.

Влияние сартов на таджиков сказалось и в произведениях: народных песен и сказок у таджиков нет: песни и сказки у них сартовские или книжные персидские. Сколько я ни старался услышать хоть одну чисто таджикскую сказку, это мне не удалось. В Бискенте познакомили меня с первым сказочником кишлака, и что же? Он оказался только способным передавать на таджикском наречии сартовские сказки. Так, он рассказал мне по-таджикски сартовскую сказку "Мош", все время сбиваясь на тюркский язык, а самые характерные места сказки так и предавал по-сартовски. В Заркенте другой сказочник на мою просьбу рассказать мне таджикскую сказку совершенно неожиданно для меня скороговоркой выпалил мне киргизскую сказку.

Кузнецов отмечал: "К своему превращению в сартов таджики относятся совершенно равнодушно, мне сдается, даже охотно, потому что, сделавшись сартами, они избавляются от позорной клички "раба" (кул), данной им тюрками. Многие жители кишлаков Хиссарака, Сангинака и Искента ни за что не хотели сознаться мне в своем таджикском происхождении именно потому, что, по их имению, назвать себя потомками таджиков значит признать себя рабом. Впрочем, в Хиссараке часть населения на самом деле по происхождению сарты, потомки охотников выходцев из Ташкента, поселявшихся в Хиссараке в числе 5-10 семейств лет 100 назад".

П.И. Пашино, на которого была возложена "обязанность" изучить вопрос о "происхождении сартов", в своих путевых заметках "Туркестанский край в 1866 году" (1868) писал: "Тип сарта и характер его с первого знакомства говорят за его арийское происхождение. Конечно, можно встретить в Туркестанской области много личностей, именующих себя сартами и носящих самый несомненный отпечаток монгольского происхождения. Но такое обстоятельство не должно противоречить моему доводу о происхождении сартов". Пашино, как бы дискутируя с Южаковым, писал, что некоторые исследователи "смешивают сартов с таджиками и говорят

Следите за нашими новостями на

Новое на сайте

>

Самое популярное