Домой Рулевое Императорский черноморский флот россии. Российская история в зеркале изобразительного искусства Парусный флот - развитие и боевое использование

Императорский черноморский флот россии. Российская история в зеркале изобразительного искусства Парусный флот - развитие и боевое использование

230 лет: Черноморский флот в истории Отечества


13 мая 2013 года

В конечном итоге массированное давление британских официальных лиц на руководство Турции сыграло свою негативную роль. И уже после второго египетского кризиса (1839 года) турецкий султан обратился за помощью уже не к России, как обязывал его Ункиар-Искелесский договор, а к представителям в Стамбуле всех великих держав. Николай I был вынужден согласиться на "коллективную защиту Турции" и отказаться таким образом от преимуществ, достигнутых в Ункиар-Искелесси. Подписанной в 1841 году Лондонской конвенцией права всех черноморских держав были ограничены, но направлено это было, прежде всего, против России. Ее флот вновь оказался заперт в Черном море. Турция же попала в полную зависимость от Великобритании. Позднее к ней был применен принцип вооруженного протектората Великобританией и Австрией, предполагавший, по сути, их вооруженное вмешательство на стороне Турции в случае войны с какой-либо державой (вновь имелась в виду, конечно же, Россия). Это и было реализовано в ходе Крымской (Восточной — в зарубежных источниках) войны, в которой России пришлось иметь дело не со слабой в военно-политическом отношении Османской империей, а с коалицией промышленно развитых европейских держав, к тому времени осуществивших перевооружение своих армий.

Главными событиями Крымской войны явились Синопское морское сражение 18 ноября 1853 года и оборона Севастополя 1854-1855 годов.

Личный состав Черноморского флота к этому времени был подготовлен адмиралом М.П.Лазаревым — с 1833 года главным командиром Черноморского флота и отличавшимся как административными способностями, так и боевыми качествами и умением воспитать в подчиненных такой же дух. Последователями его школы стали адмиралы П.С.Нахимов, В.А.Корнилов, В.И.Истомин и другие славные деятели Севастопольской обороны.

Кившенко А. Синопский бой

При высокой выучке личного состава техническая часть флота сильно отставала от западноевропейских флотов (а отчасти и от турецкого), где были введены паровые двигатели, более усовершенствованная артиллерия и даже делались попытки броненосного судостроения. Несмотря на это, эскадре Черноморского флота под руководством вице-адмирала П.С.Нахимова, удалось одержать блестящую победу при Синопе, где был уничтожен весь находившийся там турецкий флот и срыты береговые укрепления.

Айвазовский Иван Константинович (1817-1900): Синопский бой 1853

[Интересен в этой связи приказ по эскадре вице-адмирала П.С.Нахимова, в котором он писал: "Я хочу лично поздравить командиров, офицеров и команды с победой, благодарить их за благородное содействие моим предположениям и объявить, что с такими подчиненными я с гордостью встречусь с любым неприятельским европейским флотом"]. Тем самым были сорваны первоначальные планы антироссийской коалиции по высадке десанта на Кавказе.

Синопское сражение подвело итог многовековому развитию парусных флотов. На смену парусным кораблям стали приходить пароходы, которых в составе Черноморского флота, к сожалению, было ограниченное количество (11 фрегатов и корветов).

Непосредственно Севастопольскому сражению предшествовала высадка 1 сентября 1854 года союзниками по антироссийской коалиции у Евпатории армии в 62 тыс. человек (28 тыс. французов, 27 тыс. англичан, 7 тыс. турок) при 134 полевых и 114 осадных орудиях. Союзной армии противостояла 33-тысячная армия (96 орудий) под командованием главнокомандующего сухопутными и морскими силами в Крыму князя А.С.Меншикова.

Сосредоточенный в Севастополе Черноморский флот (14 линейных кораблей, 11 парусных и 11 паровых фрегатов и корветов, 24,5 тыс. человек) и гарнизон (9 батальонов, до 7 тыс. человек) оказались перед 60-тысячной армией противника, поддерживаемой с моря сильным флотом (34 линейных корабля, 55 фрегатов, в том числе 4 корабля и 50 паровых фрегатов). Положение усугублялось тем, что Севастополь был подготовлен к обороне лишь с моря. Оборону возглавил начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал В.А.Корнилов. Для предотвращения прорыва противника на рейд флота 11 сентября у входа в Северную бухту были затоплены 5 линейных кораблей и 2 фрегата.

Севастопольская бухта. Памятник погибшим кораблям. "Въ память кораблей, затопленныхъ въ 1854 и 1855 гг. для загражденiя входа на рейдъ" ()

Их орудия были свезены на берег, а из экипажей сформированы 22 батальона, увеличившие гарнизон до 22,5 тыс. человек. 13 сентября город был объявлен на осадном положении. 18 тыс. защитников Южной стороны при помощи населения развернули строительство укреплений. Были построены семь бастионов и другие укрепления, на которых установили 341 орудие.

5 октября была предпринята первая бомбардировка Севастополя с суши и с моря. Артиллерийский огонь вели 130 осадных и 1340 корабельных орудий 49 кораблей, выпустившие по городу около 60 тыс. снарядов. Обороняющиеся могли противопоставить врагу огонь 115 орудий. Однако им удалось подавить часть осадной артиллерии и сильно повредить несколько кораблей противника. Во время этой бомбардировки на Малаховом кургане был смертельно ранен вице-адмирал В.А.Корнилов.

Памятник В.А. Корнилову установлен на месте смертельного ранения адмирала. В тот день, 5 октября 1854 года Корнилов объехал под огнем все наиболе опасные места оборонительной линии города. На Малаховом кургане он был смертельно ранен вражеским ядром. "Отстаивайте же Севастополь!" сказал адмирал бросившимся к нему на помощь и потерял сознание. В.А.Корнилов умер в Морском госпитале на Корабельной стороне. Одними из последних его слов были: "Благослови, господи, Россию и государя, спаси Севастополь и флот". По приказанию адмирала П.С.Нахимова на месте ранения Корнилова выложили крест из вражеских бомб и ядер. Этот крест стал первым памятником прославленному адмиралу. Проект памятника разработали генерал-лейтенант от кавалерии художник А.Л.Бильдерлинг и скульптор, участник обороны Севастополя, академик И.Н.Шредер. Бронзовые части отлили в Петербурге, цокольную часть выполнили из крымского диорита. В годы Великой Отечественной войны гитлеровцы разрушили монумент: бронзовую часть вывезли, цоколь взорвали. Восстановленный памятник организатору и вдохновителю первой обороны города был открыт только в 1983 г. Авторы проекта, профессор М.К.Вронский и В.Г.Гнездилов воссоздали памятник, максимально точно воспроизведя оригинал. На пробитом ядрами постаменте часть укреплений Малахова кургана. Венчает памятник фигура смертельно раненного адмирала. Опершись на левую руку, он правой указывает на город, на севастопольские укрепления. На постаменте начертаны бессмертные слова адмирала. Здесь же перечислены суда, которыми командовал Корнилов, и морские сражения, в которых он принимал участие. Ниже на памятнике фигура матроса Петра Кошки, заряжающего орудие (фото: , )

После смерти В.А.Корнилова оборону возглавил П.С.Нахимов. Противник, понеся большие потери, перешел к осадным действиям. Севастопольцы, совершенствуя существующие и возводя новые укрепления, вели активные оборонительные действия: артиллерийским и ружейным огнем уничтожали живую силу врага, выводили из строя орудия, вели разведку, совершали ночные вылазки, брали пленных. Особенно отличились команды лейтенантов П.Ф.Гусакова, В.Ф.Титова, мичмана Н.Д.Путятина, а также боцман А.Рыбаков, унтер-офицер А.Елисеев, матросы П.Кошка, Ф.Заика, И.Димченко и многие другие.

К февралю 1855 года силы союзников увеличились до 120 тыс. человек, и они развернули подготовку к новому штурму города. Главный удар был направлен против Малахова кургана — ключевой позиции осажденных.

Памятник адмиралу В.И.Истомину на месте его гибели на Малаховом кургане 7 марта 1855 года

В период с 28 марта по 7 апреля противником была предпринята вторая бомбардировка Севастополя, в ходе которой огонь по городу вели более 500 орудий. Гарнизон нес большие потери, но не был сломлен. Третья бомбардировка Севастополя началась 26 мая и продолжалась до 30 мая. На штурм укреплений было брошено пять дивизий. И только после того, как обороняющиеся потеряли большую часть войск, некоторые редуты были сданы врагу.

После четвертой бомбардировки 6 июня 44 тыс. солдат противника штурмовали Корабельную сторону, но были отбиты героическими усилиями 20 тыс. ее защитников. Несмотря на это, положение севастопольцев оставалось тяжелым, силы их таяли. 28 июня был смертельно ранен руководитель обороны адмирал П.С.Нахимов.

Севастополь. Памятник адмиралу П.С.Нахимову (фото)

Смерть любимого адмирала была тяжкой утратой, но не сломила боевой дух севастопольцев. Военный совет решил предпринять наступление в тыл осаждающим, однако сражение на реке Черная 4 августа желаемых результатов не принесло.

5 августа была начата пятая, усиленная бомбардировка города, продолжавшаяся пять дней. Потери севастопольцев превышали 1000 человек в день. 24 августа началась шестая, самая интенсивная бомбардировка города, длившаяся три дня.

27 августа начался общий штурм Севастополя 60-тысячной армией. Но, несмотря на значительное превосходство в силах, противнику удалось закрепиться только на Малаховом кургане, где 6 тыс. вражеских солдат оказывали сопротивление всего 400 русских. Вечером из-за больших потерь (до 13 тыс. человек) главнокомандующий Крымской армией генерал от артиллерии М.Д.Горчаков отдал приказ оставить Южную сторону, взорвав пороховые погреба, верфи и укрепления и затопив на рейде оставшиеся суда. 28 августа русские войска заняли линию обороны на Северной стороне.

Героическая 349-дневная оборона Севастополя, сорвавшая захватнические планы союзников, истощила их силы настолько, что они не могли продолжать активные военные действия и были вынуждены вступить в переговоры о мире.

Севастополь. Памятник героям Крымской войны

18 марта 1856 был заключен Парижский мирный договор. По условиям этого договора союзники освобождали занятые ими Севастополь, Евпаторию, Керчь, Кинбурн и другие населенные пункты. Россия возвращала Турции занятый русскими войсками Карс и часть придунайской Бессарабии, отказывалась от притязаний на покровительство православным подданным Турции, признавала протекторат великих держав над Молдавией, Валахией и Сербией, обязалась не возводить укреплений на Аландских островах.

Самыми тяжелыми условиями Парижского мира для России были статьи о нейтрализации Черного моря, о запрещении ей держать там военные корабли и строить крепости. Они лишали Российскую империю, державу черноморскую, возможности защиты своих южных границ при нападении враждебных государств, корабли которых могли появиться в Черном море через Дарданеллы и Босфор (нейтрализация не распространялась на проливы). В связи с этим была разработана внешнеполитическая программа русского правительства, сформулированная A.M.Горчаковым в циркулярной депеше русским послам за границей 21 августа 1856 года. В ней содержалось облетевшее весь мир выражение: "Россия не сердится, она сосредоточивается". Это означало, что Россия собирается с силами, сосредоточивает внимание на экономических и политических вопросах, связанных с внутренним развитием государства. В циркуляре указывалось, что Россия более не связывает себя прежними договорами и вправе действовать свободно.

Данная программа определяла и главное направление внешней политики России 1856-1871 годов, направленной на борьбу за отмену ограничительных статей Парижского мира. Россия не могла мириться с положением, при котором ее черноморская граница оставалась незащищенной и открытой для нападения.

Запрет иметь боевой Черноморский флот был снят с России в 1871 году, но ко времени русско-турецкой войны организовать кораблестроение, в том числе современное броненосное, в Черном море, не было возможности из-за дальности расстояния до мест добывания материалов и топлива.

В результате к началу последней русско-турецкой кампании 1878-1879 годов Черноморский флот состоял всего из двух артиллерийских плавучих батарей ("поповок"), являвшихся лишь прибрежным оборонительным средством, 4-х старых деревянных корветов, императорской яхты "Ливадия", 7 пароходов и нескольких мелких судов.

В начале военных действий почти все военные суда Черноморского флота были оставлены для обороны ключевых морских баз (Одессы, Очакова, Севастополя и других). Наступательные действия было решено производить крейсерскими операциями, используя для этого пароходы Русского общества пароходства и торговли. Организацией крейсерства занялся главный командир Черноморского флота генерал-адъютант Н.А.Аркас, предоставивший командирам пароходов возможность широкой личной инициативы и предприимчивости. Что и было реализовано.

Особенно отличился в крейсерских операциях лейтенант С.О.Макаров, в последующем легендарный русский адмирал. Гражданский, по сути, пароход "Великий Князь Константин" под его командованием 28 июня 1877 года атаковал при поддержке минных катеров турецкую эскадру. В результате этой атаки турецкий броненосец получил серьезные повреждения. 6 июня этот же пароход сжег у Анатолийского берега 4 турецких брига. Позднее минной атакой катеров с "Великого Князя Константина" у кавказского побережья был взорван турецкий броненосец "Ассари-Тевкент", а в декабре пароход "Россия" (командир — капитан-лейтенант Н.М.Баранов) захватил в море транспорт "Мерсина" с войсками.

Были и другие успехи у Черноморского флота. Но это были лишь отдельные бои, а не морские сражения, поскольку военного флота фактически не было.

Только лишь по окончанию войны Россия приступила к полномасштабному восстановлению Черноморского флота. Уже в 80-х годах XIX столетия на Черном море начинается броненосное судостроение, которому сильно помогла разработка донецкого бассейна и близость железоделательных заводов.

К началу ХХ века Черноморский флот вновь превратился в серьезную боевую силу на юге России. В его составе было 7 эскадренных броненосцев, 2 "поповки", 1 крейсер, 3 минных крейсера, 22 миноносца, 6 канонерских лодок, 9 миноносок, 2 парохода, 8 транспортов.

Тем не менее, воссозданный после войны флот оказался запертым на Черном море — все по тому же Парижскому мирному договору Россия не имела права выводить свои военные корабли из Черного моря в Средиземное. Поэтому корабли Черноморского флота, экипажи которых славились превосходной выучкой и меткой стрельбой, не смогли принять участия в русско-японской войне 1904-1905 годов.

Проигранная царским самодержавием война и грубые просчеты во внешней и внутренней политике спровоцировали революционную ситуацию в стране. Под ее влиянием антиправительственные процессы развернулись в армии и на флоте.

Черноморский флот в этом плане не стал исключением. Более того, в силу стечения обстоятельств он стал флагманом революции 1905 года. Определяющую роль в этом сыграло восстание 14 июня 1905 года на эскадренном броненосце "Князь Потемкин-Таврический" (больше известном под именем "Потемкин"). К восставшим присоединилась команда миноносца №267, находившегося на Тендеровском рейде и обеспечивавшего броненосец на стрельбах. На обоих кораблях были подняты красные революционные флаги. Команда броненосца "Князь Потемкин-Таврический" объявила его кораблем революции. Таковым броненосец был целых 11 дней, вплоть до того времени пока корабль не был интернирован 26 июня румынскими властями. И хотя восстание на броненосце своих целей не достигло, оно оказало влияние на дальнейшее развитие революционных процессов в армии и на флоте.

Эскадренный броненосец "Князь Потемкин-Таврический" Черноморского флота (фото)

Стремясь зачеркнуть в народной памяти даже само название корабля, в конце сентября 1905 года царское правительство переименовало его в "Пантелеймон". Но традиции потемкинцев продолжали жить на этом корабле. Экипаж "Пантелеймона" одним из первых на флоте поддержал восставших на крейсере "Очаков", присоединившись к ним 13 ноября 1905 года.

Проигранная война с Японией и последовавшие затем революционные процессы вызвали широкую дискуссию в стране относительно целесообразности финансирования флота.

В стенах Государственной Думы Российской империи в этот период царила паника, лейтмотивом которой являлась мысль о том, что "флот погубит Россию". Выделяемые средства на строительство и содержание флота, по мнению народных избранников 1907 года, было более целесообразным направить на цели социально-экономического характера. И только жесткая позиция председателя Правительства П.А.Столыпина не позволила реализовать на практике убийственную для флота политику.

К началу Первой мировой войны Черноморский флот в значительной мере восстановил свои силы. В его составе находились 5 линейных кораблей, 2 крейсера, 17 эскадренных миноносцев, 4 подводных лодки и др.

Боевые действия Черноморский флот вел против германо-турецких сил, содействовал войскам кавказского и румынского фронтов, нарушал коммуникации противника, обстреливал турецкие прибрежные города. Впервые для бомбардировки городов была применена морская авиация — гидропланы. Подводные минные заградители ставили мины на входе в Босфор.

Наиболее значимым в этом плане стало участие Черноморского флота в Трапезундской наступательной операции (23 января — 5 апреля 1916 года), в ходе которой корабли флота оказывали содействие приморскому флангу Кавказской армии в овладении Трапезундом (Трабзон). Организованные русским командованием в Трапезунде база легких сил Черноморского флота и база снабжения значительно упрочили положение Кавказской армии. В последующем же в результате успешных действий Кавказской армии, поддерживаемой Черноморским флотом, Турция была практически выведена из войны.

К сожалению, военные действия России на других фронтах Первой мировой войны не были столь успешными.

Царское правительство больше заботившееся о союзниках, чем о своей армии, в конечном итоге привело ее к коллапсу. Закономерным итогом этого вновь стали революционные процессы в стране, в том числе в армии и на флоте,

завершившиеся теперь уже свержением царского самодержавия, а затем и Временного правительства.

В 1918 году, когда распадалась бывшая Российская империя и германские войска, приглашенные правительством Центральной Рады Украины, маршировали по украинским степям, была написана самая трагическая страница истории Черноморского флота.

В апреле 1918 года передовые отряды немецкой армии уже были в Крыму.

Севастополь 1918 года. Памятник затопленным кораблям. На рейде — немецкий линейный крейсер "Гебен" (в октябре 1914 г. бомбардировавший город). 2 мая 1918 г. "Гебен" вместе с легким крейсером "Гамидие" вошел в гавань оккупированного немецкими войсками Севастополя, где почти все русские корабли были покинуты своими экипажами. Они были взяты под охрану немцами (фото)


Севастополь 1918. Южная бухта с кораблями

Попытка Советского правительства предотвратить захват Севастополя дипломатическими средствами провалилась, и флот оказался перед выбором — перейти под власть правительства Украины, чтобы избежать его захвата немцами, или же уходить в Новороссийск. Произошел раскол. Часть кораблей — два новейших дредноута "Свободная Россия" и "Воля", 14 эсминцев и ряд вспомогательных судов подняли Андреевские флаги и ушли в Новороссийск. Но большая часть флота — 7 устаревших броненосцев (в т.ч. и знаменитый "Потемкин", переименованный после революции в "Борец за свободу"), три крейсера, 7 эсминцев, 15 подводных лодок и более 170 вспомогательных судов остались в Севастополе под украинскими флагами. Впрочем, это не спасло ситуацию, корабли все равно были захвачены немцами. Германское командование заявило, что флот будет оставаться под контролем оккупационных властей до конца войны и лишь затем перейдет в полное распоряжение Украины.

Переход части Черноморского флота в Новороссийск также не означал его спасения. 11 мая 1918 года германское командование предъявило ультиматум с требованием вернуть ушедшие корабли в Севастополь, угрожая в противном случае продолжить свое наступление. Ситуация приблизилась к критической черте. С одной стороны, стремительным наступлением немцы дошли уже до Новочеркасска и Ростова-на-Дону, и не исключалась возможность занятия ими Новороссийска, с другой стороны, в этом последнем оплоте флота не было ни запасов (угля, снарядов и т.д.) — для его снабжения, ни доков и мастерских — для необходимого ремонта.

Дезорганизованные, без снабжения и запасов, суда Черноморского флота были лишены всякой возможности сопротивления, а, следовательно, перед личным составом стояла дилемма — сдаться неприятелю, вернувшись в Севастополь, или уничтожить себя в Новороссийске, как требовало этого Советское правительство . 18 июня 1918 года многие суда были потоплены своими командами.

Часть же кораблей вернулась в Севастополь, оккупированный немцами. Судьба этой части кораблей еще более печальна. Вернувшиеся в Севастополь корабли также были захвачены немцами, хотя и ненадолго. Осенью того же 1918 года сразу после окончания Первой мировой войны немецкие войска оставили Севастополь, а в Черное море вошел объединенный флот Англии и Франции. Высаженный десант захватил город. Немногие уцелевшие корабли, меняя флаги и названия, сумели пережить потрясения гражданской войны. Впоследствии эти корабли покинули Крым, унося с собой последние подразделения Белой армии. До 1924 года они находились во французском порту Бизерта (северное побережье Африки). После признания Францией СССР Андреевские флаги были спущены, а корабли проданы на металл.

С российским флотом на Черном море было покончено. Такая катастрофическая ситуация, разумеется, не могла удовлетворить новое правительство России. Вопросы военной безопасности с окончанием гражданской войны и иностранной интервенции не утратили своей остроты.

Уже в мае 1920 были образованы Морские силы Черного и Азовского морей. Но реальные шансы на восстановление флота появились только после окончательного освобождения главной базы возрождавшегося военного флота — Севастополя 15 ноября 1920 года.

И уже в июне 1922 года вступил в строй крейсер "Память Меркурия" (31 декабря 1922 года переименован в "Коминтерн"). Кроме этого было принято решение достроить на Черном море крейсеры "Нахимов" (26 декабря 1922 года крейсер получил новое имя — "Червона Украина") и "Адмирал Лазарев" (14 декабря 1926 года получил наименование "Красный Кавказ"). Одновременно с восстановлением трех крейсеров в 1923-1927 годах в строй были введены пять эскадренных миноносцев типа "Новик".

Таким образом, к 1927 году Морские силы Черного моря (с 11 января 1935 года были переименованы в Черноморский флот) оформились в самостоятельную силу, способную решать определенные (пусть и очень ограниченные) тактические задачи.

В годы предвоенных пятилеток Черноморский флот получил более 500 боевых кораблей различных классов, сотни боевых самолетов. Были созданы ВВС, береговая оборона и система ПВО Черноморского флота.

К началу же Великой Отечественной войны Черноморский флот представлял собой внушительную силу. В его состав входили: 6 крейсеров, 3 лидера, 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 4 канонерские лодки, 84 торпедных катера, 15 тральщиков, других кораблей и судов, а также 625 самолетов. К началу войны Черноморский флот состоял из Дунайской (до ноября 1941) и Азовской (с июля 1941) военных флотилий.

Нападение фашистской Германии не застало Черноморский флот врасплох. Благодаря системе оперативных готовностей, отработанной в предвоенные месяцы, Черноморский флот организованно, в повышенной боевой готовности встретил первые удары вражеской авиации.

В соответствии с приказом Наркома ВМФ Н.Г.Кузнецова 22 июня в 1 ч. 15 мин. Черноморскому и другим флотам была объявлена оперативная готовность №1, и уже к 2 ч. 30 мин. флот находился в полной боевой готовности. В 3 ч. 15 мин. немецкие самолеты совершили налет на главную военно-морскую базу — Севастополь с тем, чтобы заблокировать Черноморский флот, сбросив на входном фарватере базы и в Северной бухте магнитные мины. Однако, в силу отсутствия внезапности, цели этой им достичь не удалось. Вражеские самолеты были обнаружены, и воздушный налет огнем зенитных средств ПВО военно-морской базы и кораблей был отражен без потерь в кораблях.

В результате гитлеровцам не удалось реализовать одну из важнейших своих стратегических задач на данном направлении, предусматривавших ограничение свободы действий основных сил Черноморского флота. Корабли Черноморского флота не только не были заперты в бухтах, и уже в первые дни войны совершали дерзкие рейды на основные морские базы противника в Румынии.

Германскому командованию также не удалось реализовать план по внезапному захвату Крыма, овладению которым придавалось огромное значение.

Крым вместе с главной военно-морской базой в Севастополе представлял для агрессора большую угрозу. Боевой корабль от Севастополя мог за 10 часов достигнуть побережья союзницы Германии — Румынии, с ее нефтедобывающими предприятиями. Для обеспечения поставок нефти из Румынии необходимо было захватить Крым, но для этого нужно было сначала взять Одессу.

Немецко-фашистское командование стремилось с ходу овладеть этим важным военно-стратегическим, промышленным и культурным центром. На город наступали 5 пехотных, 2 кавалерийские дивизии и моторизованная бригада 4-й румынской армии.

Более двух месяцев продолжалась оборона Одессы , явившаяся ярким примером мужества и героизма советских людей. Ее защитники более чем на два месяца сковали у стен города до 18 дивизий, вывели из строя более 160 тыс. солдат и офицеров противника, около 200 самолетов и 100 танков. Оборона Одессы отличалась высокой активностью, хорошо организованным взаимодействием сухопутных войск и флота и способствовала срыву гитлеровского плана "молниеносной войны".

Оборона Одессы

В ознаменование героической обороны Одессы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 была учреждена медаль "За оборону Одессы", которой награждены свыше 30 тыс. воинов и граждан, участвовавших в обороне города. 1 мая 1945 года Одессе было присвоено почетное звание "Город-герой" .

Более 8 месяцев (с 30 октября 1941 года по 4 июля 1942 года) продолжалась героическая оборона главной военно-морской базы Черноморского флота — Севастополя.

Линейный корабль Черноморского флота "Парижская коммуна" (до марта 1921 и с 31 мая 1943 года носил имя "Севастополь") ведет огонь по позициям врага из Южной бухты Севастополя. (фото)


Морская пехота сходит на берег в Севастополе (фото)

После провала попытки овладеть Севастополем с ходу немецко-фашистское командование осуществило три наступления на город: 11 ноября 1941 года, 17 декабря 1941 года и 7 июня 1942 года.


Защитники Севастополя у памятника адмиралу Корнилову на Малаховом кургане. Зима-весна 1942 г. (фото)

Группа моряков ведет бой. Севастополь, июнь 1942 г. (фото)

При этом немецко-фашистскому командованию пришлось сосредоточить под Севастополем свыше 11 пехотных, легких и горнострелковых дивизий, усиленных артиллерией резерва главного командования, танками и авиацией. К началу июньского штурма противник имел под Севастополем 208 батарей, т.е. в среднем примерно 24 ствола на 1 км фронта, не считая нескольких зенитно-артиллерийских полков. Тем не менее, Севастополь не сдавался.

В конечном итоге гитлеровцы осознали, что пока советский военно-морской флот действует в районе города-крепости, штурм ее не мог закончиться успешно. Лишь массированные атаки немецкой авиации заставили советские корабли отойти, в результате чего город остался изолированным. Постепенное затухание артиллерийской поддержки, оказываемой кораблями эскадры Черноморского флота, и несомненное превосходство противника в воздухе сыграли решающую роль при третьем штурме Севастополя, который вряд ли удался бы противнику, если бы не было этих обстоятельств.

За 8 месяцев обороны враг потерял у стен Севастополя до 300 тыс. солдат убитыми и ранеными.

Краснофлотцы П.П.Стрепетков и П.И.Руденко в рукопашном бою уничтожили 17 немецких солдат. Севастополь, май 1942 г. (фото)

22 декабря 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждена медаль "За оборону Севастополя", которой были награждены ее участники, а в 1945 году Севастополю было присвоено почетное звание "Город-герой" .

Чрезвычайно значима роль Черноморского флота и при проведении Новороссийской оборонительной операции в период с 19 августа по 26 сентября 1942 года. Основной удар рвущихся к городу немецких частей приняли на себя бригады морской пехоты, оборонявшиеся до последнего. И только отсутствие боеприпасов заставило их оставить обороняемые рубежи.


Погрузка 76-мм пушки ЗиС-22 на лидер эсминцев "Ташкент" в Новороссийске для отправки в осажденный Севастополь, 1942 год (фото)

Юнга с потопленного лидера "Ташкент" (фото)

Но, овладев Новороссийском, немецко-фашистские войска не смогли воспользоваться результатами своего успеха, так как город и порт хорошо просматривались с рубежей, занятых нашими частями, и находились под воздействием артиллерийского огня, авиации и кораблей.

Не смог противник использовать и порт Новороссийска в качестве своей военно-морской базы, так как восточная часть Цемесской бухты находилась в руках советских частей, которые полностью контролировали и бухту, и подходы к ней.

В результате уже 29 сентября немецко-фашистские войска вынуждены были прекратить наступление и перейти к обороне.

Мужество и героизм моряки Черноморского флота проявили при обороне Туапсе (25 сентября — 20 декабря 1942 года), в Керченско-Феодосийской десантной операции (25 декабря 1941 года — 2 января 1942 года), Новороссийско-Таманской наступательной операции (9 сентября — 9 октября 1943 года), Керченско-Эльтигенской десантной операции (31 октября — 11 декабря 1943 года) и, наконец, в Крымской наступательной операции, ставшей заключительным этапом боевых действий флота на Черном море (8 апреля — 12 мая 1944 года).

Черные бушлаты. Феодосийский десант глазами художника В.А.Печатина

Советский солдат срывает нацистскую свастику с ворот металлургического завода им. Войкова в освобождённой Керчи. Окончательно город был освобождён от захватчиков 11 апреля 1944 года. Завод им.Войкова был ареной ожесточённых боёв в ходе крушения Крымского фронта и сдачи Керчи в мае 1942 года. Здесь оборонялись сводные отряды 44-й армии, прикрывавшие переправу отступавших советских войск через Керченский пролив. Активная фаза обороны длилась с 18 мая до 05 августа 1942 года, после этого остатки защитников спустились в подземные коммуникациии завода и оттуда продолжили борьбу с оккупантами. Последняя перестрелка на заводе им.Войкова датируется декабрём 1942 года. (фото)


Мемориал Освободителям Севастополя (фото)

После освобождения Крыма Черноморский флот продолжил участие в войне. Дунайская флотилия Черноморского флота с боями сопровождала советские войска на южном участке советско-германского фронта. Ее бронекатера и морская пехота участвовали в освобождении городов Югославии, во взятии Будапешта и Вены.

Неоценимую роль сыграл Черноморский флот в содействии сухопутным войскам. Его корабли, главным образом торпедные катера и подводные лодки, наносили удары по кораблям и транспортам противника в портах и на коммуникациях. Только с 3 по 13 мая при эвакуации из Крыма морем погибло 42 тыс. солдат и офицеров противника. Торпедные катера Черноморского флота за время операции совершили 268 выходов в море для поиска и атак конвоев противника, а подводные лодки — 20 выходов для действий на морских сообщениях. В результате было потоплено 19 кораблей (36 повреждено) и 62 транспорта и судна (24 повреждено) противника. Кроме того, успешные действия Черноморского флота сорвали снабжение 17-й немецкой армии.

Во всех крупнейших сражениях Великой Отечественной войны на черноморском направлении моряки флота продемонстрировали образцы стойкости, мужества и высокой морской выучки.

Всего же за годы войны флот провел 24 десантные операции, было потоплено 835 кораблей и судов противника, 539 повреждено.

За боевые заслуги 18 кораблям, частям и соединениям Черноморского флота присвоено гвардейское звание, 59 награждены орденами, 44 частям и соединениям присвоены почетные наименования. Около 55 тыс. черноморцев награждены орденами и медалями, 228 - присвоено звание Героя Советского Союза. 7 мая 1965 года Черноморский флот награжден орденом Красного Знамени.

Развитие Черноморского флота после Великой Отечественной войны можно разделить на два этапа. В ходе первого — строительство флота шло по пути совершенствования обычных видов оружия, а также внедрения достижений начавшейся научно-технической революции. До начала 60-х годов флот продолжал оставаться в оперативно-стратегическом плане оборонительным фактором, он по-прежнему был флотом прибрежного действия. С ликвидацией ядерной монополии США, внедрением ракетного оружия, а также освоением реактивной авиационной техники начинается новый этап послевоенной истории — флот выходит в океан. Силы Черноморского флота на постоянной основе стали присутствовать в Атлантическом и Индийском океанах, Средиземном и Красном морях. Дальние походы — а их ежегодно совершали до ста Черноморских боевых кораблей и судов вспомогательного флота и специального назначения — явились школой боевой выучки и самым эффективным методом морально-психологической закалки моряков. Флот стал мощным инструментом и средством решения внешнеполитических задач государства, надежно отстаивающим его интересы на просторах Мирового океана.

К началу 90-х годов Черноморский флот стал крупным оперативно-стратегическим объединением, имеющим в своем составе разнородные силы, способные эффективно противодействовать на Южноевропейском театре военных действий практически любому потенциальному агрессору.

С распадом Советского Союза роль Черноморского флота не изменилась, хотя изменились условия его базирования и качественный состав.

Со второй половины 1991 года Черноморский флот вступил в новый этап развития, к сожалению, не во всем оптимистичный и получивший название "процесс разрешения судьбы Черноморского флота". Несмотря на то, что реорганизация и раздел Черноморского флота в своей основе негативно отразились на состоянии его сил, тем не менее, можно однозначно констатировать: Черноморский флот спосо-бен решать задачи, определенные ему на основе принципов военной доктрины России, приоритетных направлений государственной политики, а также экономических возможностей страны.

Главное, чего добились моряки, — Черноморский флот для России сохранен.

12 июня 1997 года на кораблях Черноморского флота был вновь поднят исторический Андреевский флаг. В течение последних лет корабли Черноморского флота проводят учения, совершают длительные походы в Средиземное море и Индийский океан. Корабли Черноморского флота осуществили визиты в порты Турции, Болгарии, Румынии, Сирии, Италии, Франции, Греции, Мальты, Сербии и Черногории, Египта, Индии, Ливана.

Парад кораблей в честь 230-летия Черноморского Флота России в Севастополе 12 мая 2013 Василий Батанов / РИА Новости

Основные силы Черноморского флота дислоцируются в городе Русской славы Севастополе. Основанный в 1783 году как военно-морская крепость на южных берегах Российской империи указом Екатерины II, Севастополь яркой двухвековой историей, двумя героическими оборонами с честью оправдал свое гордое имя, став символом стойкости и мужества, воинской доблести и беспримерного героизма.

ВИДЕО: Парад в честь 230-летия Черноморского флота

Моряки во время празднования 230-летия Черноморского Флота России в Севастополе 12 мая 2013 Василий Батанов / РИА Новости


Моряки Черноморского флота во время парада кораблей в честь 230-летия Черноморского Флота России в Севастополе. Василий Батанов / РИА Новости


Парад кораблей в честь 230-летия Черноморского Флота. Василий Батанов / РИА Новости

Участники театрализованной постановки во время празднования 230-летия Черноморского Флота России в Севастополе. Василий Батанов / РИА Новости

Получив базы для флота в Азовском море, Россия поспешила усилить военное присутствие в Черноморье. Однако турки не пропускали наши военные суда из Средиземного моря через Проливы. Оставалось строить корабли на месте. Эта задача затруднялась мелководностью Дона и его притоков, где располагались верфи.

Для постройки линейных кораблей более или менее годился только Днепровский лиман, где в 1778 году и заложили новый порт Херсон со стапелями.

В конце 1782 года Потемкин представил Екатерине план присоединения к России Крыма: «…Естли же не захватите ныне, то будет время, когда все то, что ныне получим даром, станем доставать дорогою ценою…» Общее командование флотом и армией на юге Светлейший князь предлагал взять на себя. Императрица согласилась со всеми пунктами.

8 апреля 1783 года Екатерина II ввиду постоянных нарушений Турцией условий договора подписала манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамань и всей Кубанской стороны под Российскую державу» .

Вместе с Крымом Россия приобрела твердые позиции в Причерноморье и весьма выгодные морские торговые пути, экономика юга страны получила новые возможности для развития. Но обеспечить в полной мере стратегические позиции империи на юге мог только сильный военный флот. Создание Черноморского флота требовалось всемерно ускорить.

Заводимому на Черном море флоту была необходима хорошая, удобная во всех отношениях база. Таковой естественным образом стала Ахтиарская бухта в юго-западной оконечности Крыма. Командовавший русскими войсками на полуострове Александр Васильевич Суворов отмечал: «Подобной гавани не только у здешнего полуострова, но и на всем Черном море другой не найдется, где бы флот лучше сохранен и служащие на оном удобнее и спокойнее помещены быть могли». Императрица в одном из рескриптов писала: «Присоединение сея гавани поставляем Мы выше всякого сомнения или спора с чьей бы то стороны не было».

Еще в ноябре 1782 года в Ахтиарскую бухту вошли фрегаты «Храбрый» и «Осторожный», прибывшие из Херсона.

Берега бухты были пустынны, «все место было дико и покрыто мелким дровяным лесом и кустарником». О старожилах этих мест – греках, выведенных с полуострова за четыре года до этого, – напоминали лишь остатки небольшого селения, находившегося вблизи средневековой крепости в Инкермане, и пришедшие в запустение пещерные церкви Вознесения Господня, Cв. Георгия, Cв. Троицы, располагавшиеся возле небольших, уютных балок по берегам бухты.

На северном берегу бухты находилась татарская деревушка Ак-яр («Белый овраг») из 9 мазанок, жители которой разбежались при появлении русских. Фрегаты стали на якоря близ этого места, а в оставленных домах временно разместились их экипажи. Матросы построили для себя небольшую казарму, вырыли четыре колодца. В соседней балке провели килевание фрегатов – наклонили их на борт для очистки днища и киля от наросших ракушек и водорослей. В течение зимы экипажи кораблей промерили глубины бухты, составили ее описание и карту. Теперь, после проведенных обследований, сюда можно было перебазировать боевое ядро флота.

11 января 1783 года Екатерина II подписала рескрипт о введении должности командующего Черноморским флотом. Таким образом, этот день – 22 января по новому стилю – явился днем рождения Черноморского флота . Первый командующий флотом вице-адмирал Федот Алексеевич Клокачев проявил себя в Чесменском сражении, в чине капитана 1-го ранга командуя линейным кораблем «Европа», 7 лет возглавлял Азовскую флотилию. Он отличался личной храбростью и был не только опытным моряком, но и хорошим организатором.

Командующему необходимы были помощники. «Мы не преминем назначить и прочих флагманов в команду его», – говорилось в указе Екатерины. Поэтому сначала под команду Федота Клокачева отправились контр-адмиралы Томас Меккензи и Роберт Дугдаль, а следом за ними, по повелению Екатерины и решению Адмиралтейств-коллегии от 6 апреля, – капитан 2-го ранга Марко Войнович и его соратник по Архипелагу капитан 1-го ранга Панаиоти Алексиано.

В начале мая Клокачев получил ордер с предписанием принять под свое командование не только флот, но и Херсонские верфи, оказавшиеся в запущенном состоянии. Увиденную им в Херсоне картину Клокачев ярко живописал вице-президенту Адмиралтейств-коллегии графу И.Г. Чернышеву: «…корабли нашел в малом построении, паче что еще и недостаточно к строению всякого звания лесов… В проезд же мой довольно количество видел лесов, разбросанных при речках в воде, из которых от давнего лежания без бережения много совершенно сгнило. Был я во всех магазинах, чтобы видеть припасы, материалы, однако неожиданно сыскал почти порожние… словом сказать, сей порт нашел и в бедном, и в беспорядочном состоянии». Потемкин писал Екатерине, что один мастер корабельный – честный человек, прочие все были воры.

Императрица предписывала к началу 1783 года закончить постройку семи линейных кораблей, но на стапелях в Херсоне находились всего лишь два (31) . Заложенный еще в 1778 году херсонский первенец, 60-пушечный линейный корабль «Святая Екатерина», из-за затянувшихся сроков строительства сгнил и был, в конце концов, разобран прямо на стапеле.

Другой корабль (названный потом «Слава Екатерины»), заложенный 26 мая 1779 года, стоял с наполовину прогнившей обшивкой. Руководил строительством талантливый корабельный мастер С.И. Афанасьев, но из-за плохой организации работ выпуск корабля затянули на целых 4 года (32) . «Доношу, что первый корабль спустится «Слава Екатерины», – восторженно сообщал Потемкин Екатерине 1 июня из Херсона, – позвольте мне дать сие наименование, которое я берусь оправдать и в случае действительном».

Командиром Херсонского порта Потемкин временно назначил только что произведенного в капитаны 1-го ранга Марко Ивановича Войновича, «известного храбростью и честностью, командира строившегося корабля «Слава Екатерины» (историк А. Соколов).

Канцелярская работа в конторе Марко Ивановичу, боевому офицеру, была тягостна, он даже слегка посетовал на свою участь в письме графу Чернышеву: «Вашему Сиятельству небезызвестно, что я определен командиром на корабль «Слава Екатерины», который однако ж еще на берегу; сверх того сижу здесь и за красным сукном подписываю указы, определения, промемории и кладу резолюции, да и разные подряды делаю; и хотя я никогда не думал матросскую свою любезную должность мешать с приказными хлопотами, но вижу, хотя и скучно, но не дурно знать, как поворачивать нашею братиею. Однако ж, со всем тем с нетерпеливостью ожидаю своего приемника капитана над портом, чтоб паки о любезном своем ремесле думать, к коему привык и которое для меня столь лестно».

На счастье Марко Ивановича, в конце июля его в Херсонском порту сменил прибывший по именному указу императрицы капитан 1-го ранга А.П. Муромцев. Войнович вернулся на прежнюю должность и принял участие в спешной достройке своего корабля – и 16 (27 по новому стилю) сентября в торжественной обстановке 66/68-пушечная «Слава Екатерины» была спущена на воду.

Но еще в начале месяца в городе стала распространяться чума. Интенсивность эпидемии в Херсоне была пока незначительной, но вице-адмирал Клокачев уже не решался отправлять корабль «Слава Екатерины», дабы исключить возможность занесения чумы в Севастополь.

В городе и на верфях был установлен карантин. Начали проводиться примитивные профилактические мероприятия. Эпидемия усиливалась. Несмотря на сложную военно-политическую обстановку, требовавшую продолжения строительства кораблей, Клокачев в октябре дал указание полностью прекратить работы и все силы бросить на борьбу с чумой. Однако вскоре после этого он сам скончался от болезни.

С прекращением работ все команды были выведены в степь. При катастрофической нехватке лекарей их функции принимали на себя командиры.

Доктор Э.В. Дримпельман ярко живописал картину происходившего: «Команда наша, пробыв в дороге целых два месяца и пройдя от Петербурга 1800 верст, прибыла наконец в Херсон. Уже за несколько верст до самого города дым и пар, застилавший на большое пространство небосклон, не предвещали ничего хорошего. Чем дальше мы подвигались, тем грознее становилось зрелище. Повсюду нагроможденные кучи всякого мусора, который надо было поддерживать в постоянном горении, чтобы посредством дыма и пара сколько-нибудь отнять у зараженной атмосферы злокачественную силу. Но все это нисколько не помогало: чума продолжала свирепствовать среди несчастного населения Херсона.

Мои спутники – команда моряков и рекрут – вступили в город. Был зделан смотр, и солдат разместили по квартирам. Меня назначили в устроенный в двух верстах от Херсона и определенный для приема зараженных карантин, в котором уже погибло несколько врачей.

Здесь увидел я страдание, отчаяние и уныние среди нескольких сот людей, положение которых настоятельно требовало сочувствия того, кто едва был в состоянии подать им помощь. Им нельзя было и помочь, так как болезнь уже слишком развилась.

Мои молодцы-рекруты, хотя большинство их прибыло в Херсон здраво и невредимо, все почти перемерли. Прибытие их совпало как раз с тем временем, когда поспевают арбузы, дыни, огурцы и другие произведения полуденной России; они продаются на Херсонском базаре в бесчисленном множестве и по невероятно низкой цене. Прелесть новизны и приятный вкус этих продуктов соблазняли новичков. У них началась диарея, которая в соединении с постигшею их чумою неминуемо должна была приводить к совершенному истощению».

Наконец, когда бедствие оставшихся в городе жителей достигло высшей степени от совершенного прекращения подвоза съестных припасов, Господь послал на помощь несчастным ангела-хранителя. К концу года чума начала отступать.

Вскоре карантин был окончательно снят. Все оставшиеся в живых люди выпущены из него и отправились по домам. Перед возвращением на место жительства все обмывались уксусом, а все платье было предано огню, чтобы снова не вызвать только что прекратившейся болезни.

Жизнь в Херсоне продолжилась, и можно было уже безбоязненно общаться. Офицеры переехали жить в город. Возобновились обеды и балы. А на квартирах Марко Ивановича Войновича и генерал-лейтенанта Ивана Васильевича Гудовича (впоследствии генерал-фельдмаршала) офицеры устраивали даже театрализованные представления.

За успешную деятельность в борьбе с эпидемией Марко Войнович в следующем году получил свою вторую орденскую награду – Св. Владимира IV степени. При этом он не забывал отмечать и своих подчиненных. В частности, объявил благодарность капитану Федору Ушакову:

Приказ командующего флотской дивизией Капитана 1 ранга М.И. Войновича с объявлением благодарности Ф.Ф. Ушакову за успешные мероприятия по борьбе с чумой.

По 6 пункту приписуемую от Господина Главнокомандующего за совершенное Господином Капитаном Ушаковым пресечение всекрайним и неусыпным его старанием по команде своей между служителями заразительной болезни искреннюю благодарность, похвалу. Что донесется и к главной команде с должною рекомендациею. О чем ему, Господину Ушакову, чрез сие и объявляется.

(Марк Войнович)

P.S. Установленный Господином Ушаковым по порученной ему команде к сбережению от заразы служителей порядок действительно состоит и употребляемые во всем означенном, как в описании изъяснено, к прекращению оной, способы производились; и ныне тож соблюдаются, в чем я и свидетельствую.

(Марк Войнович)

Вследствие этого рапорта указом от 22 сентября 1785 года Ушаков был награжден, как и Войнович, Св. Владимиром IV степени – это был его первый орден. Награждение дало заметный толчок дальнейшей карьере Федора Ушакова в Черноморском флоте.

Весной 1784 года, со сходом льда, капитан Войнович повел свой корабль «Слава Екатерины» из Херсона к морю. Два месяца потребовалось, чтобы провести корабль по мелководному фарватеру Днепра в Лиман. По Днепру могли пройти суда с осадкой не более 8 футов (2,4 м), но даже без артиллерии и оснастки «Слава Екатерины» имел осадку 16 футов (4,8 м), поэтому недостроенное судно на камеях (плотах), соединенных попарно канатами для подводки под днище корабля в целях его приподнятия, перевезли в Глубокую пристань под охрану Кинбурнской крепости. Здесь его дооснастили (наряду с традиционными прямыми парусами поставили новомодные косые) и установили вооружение: вместо полагавшихся по штату 30-фунтовых пушек посчитали возможным обойтись имевшимися в наличии 24-фунтовыми, которые «столь малую имеют разность, что с таковою же пользою в действии употребляемы быть могут».

В конце августа корабль «Слава Екатерины» в сопровождении фрегата «Херсон» появился перед турецким Очаковом в устье Днепра. Турки были поражены – они никак не ожидали, что на речной верфи возможно построить и затем провести по мелководью трехпалубное судно. Но времена были еще мирные, и очаковский комендант через своих обер-офицеров поздравил командира Марко Войновича с первым выходом в море столь блестящего корабля и даже разрешил нашим морякам отовариться в лавках крепости.

В последний день лета корабль вместе с фрегатом «Херсон» вышел в море и направился к берегам Крыма.

А 14 сентября «Славу Екатерины» с восторгом встречали жители Севастополя. Став на рейде, корабль гулко палил из пушек, на что ему радостно отвечали стоявшие в бухте фрегаты и береговые батареи. Горожане высыпали к деревянному причалу на Николаевском мысу (где вскоре появится пристань, которую назовут со временем в честь графа Войновича). Пристав на шлюпке к берегу, Марко Иванович поднялся по лестнице на площадку (будущую Екатерининскую площадь, ныне Нахимова) и торжественно рапортовал о прибытии командиру Севастопольского порта контр-адмиралу Фоме Фомичу Мекензи (33) – своему старому боевому товарищу по Архипелагу.

Началась непростая служба на Черном море. Постоянное ожидание нападения турок на Крым заставляло держать все наличные суда в боевой готовности и в крейсерствах. Плохое состояние кораблей, сильные штормы на море, недостаток в снабжении, отсутствие оборудованных баз, периодически вспыхивающие эпидемии чумы – все это требовало неусыпных забот и внимания.

Но были и светлые стороны. О житье-бытье в ту пору в Севастополе рассказывает Дмитрий Николаевич Сенявин (будущий знаменитый адмирал), бывший тогда адъютантом контр-адмирала Мекензи: «Зиму провели мы довольно весело. Адмирал назначил для благородного собрания большую пустую магазейну, все и скоро мы в ней к тому приготовили, музыка своя, угощение зделали дешевое, и мы три раза в неделю бывали все вместе.

В свободное время занимались разными охотами, имели хороших борзых собак… итак, день в поле, другой с ружьем за дичью или ловили рыбу неводом, удили наметом и острогою. На последние два средства потребна ловкость и искусство, а так как Севастополь издавна не был никем обитаем, то заливы его зделались убежищем рыбам и плавающим птицам, которых мы нашли в невероятном множестве.

Ко всему этому адмирал наш очень любил давать празднества и беспрестанно веселиться, что была также страсть его. В каждое воскресенье и торжественные дни у него обед, а ввечеру бал. Ни свадьба, ни крестины и даже похороны без присутствия его не обходились, везде он бывал, а потом у него все обедают и танцуют всегда почти до рассвета».

В июне 1785 года назначенный младшим флагманом Марко Войнович выходил во главе эскадры – корабль «Слава Екатерины» и 6 фрегатов – в четырехнедельное плавание для «экзерции» от Севастополя до Кафы (Феодосии), «а оттуда к противной стороне на вид мыса Хаджибея».

Новый, 1786 год всем обществом дружно и весело встречали у контр-адмирала, а 1 января у Марко Ивановича. Но 10-го числа произошло печальное событие: контр-адмирал Фома Фомич Мекензи неожиданно умер. (Недостаток средств, настоятельные требования жизни и службы, для удовлетворения которых Фома Фомич не жалел не только сил, но и отчасти своей репутации, не останавливаясь перед формальными упущениями для достижения лучших результатов, дали повод к обвинениям контр-адмирала в неправильном расходовании казенных сумм; все это преждевременно подорвало его здоровье.) Хоронили контр-адмирала, героя Чесмы и Патраса, «с большой церемонией и пальбой пушечной».

Новым командиром эскадры и Севастопольского порта стал капитан 1-го ранга Марко Иванович Войнович.

В порту было много работы по снаряжению кораблей и содержанию их в надлежащем порядке. Деревянная обшивка кораблей сильно портилась червями, и ее пытались защитить специальным составом. Судя по рапорту Войновича, результаты испытания защитного покрытия показались обнадеживающими: «…где массою мазан, весьма обшивка тверда и червоядия против прежде бывшего в некоторых местах на обшивке прибавления не было, и масса на оной держится весьма крепко».

Черноморское адмиралтейское правление на основании рапорта Войновича приняло определение: покрывать защитным составом все строящиеся на верфи Херсона суда корабельной эскадры при очередном килевании.

Таблицы воинских званий Русского Флота

Русский Флот 1764-1798 гг.

Ю.Веремеев, И.Крамник

Рассматриваемый период относится к годам правления императрицы Екатерины II (1762-1796). Сама слабо разбирающаяся в делах военных, а тем более военно-морских, она все же сумела окружить себя дельными и умными помощниками. Среди них достаточно назвать князя Григория Потемкина, графа Орлова, генерал-фельдмаршалов Румянцева, Суворова.
В этот период предпринимаются попытки навести порядок во флоте и в том числе в системе флотских чинов. Увольняется со службы главнокомандующий флотом адмирал Мишуков, которому в 1757 году исполнилось 73 года, а в море он не был с 1727 года! Увольняется в 1762 году "за крайней ветхостью" генерал-адмирал князь Голицин М.М. в возрасте 81 год! Чин генерал-адмирала присваивается наследнику престола цесаревичу Павлу Петровичу (10 лет от роду). С этого времени чин генерал-адмирала получали только члены императорской фамилии. Фактом назначения цесаревича генерал-адмиралом Екатерина II попыталась поднять престиж флота и флотской службы. Делами флота стал заниматься энергичный и умный граф И.Г.Чернышев.

В 1764 году отменяется навсегда чин капитана 3 ранга (это звание вновь вернется во флот только в советские времена в 1935 году), чин капитан-командора переименовывается в капитана бригадирского ранга. Отменяются чины корабельного секретаря (по некоторым данным он просто переместится в систему гражданских чинов специально для флотских офицеров перешедших в гражданскую службу) и унтер-лейтенанта. Чин мичмана из XIII класса перемещается в XII. Чин поручика перемещается в обер-офицерский IX класс, а в VIII класс вводится чин капитан-поручика.

Хотя до конца упорядочить систему флотских чинов так и не удалось (в отличие от армии, где первый офицерский чин был XIV класса, во флоте первый офицерский чин был XII класса, а между двумя смежными чинами остался провал в два класса; кроме того, флотский поручик оказался на два класса выше армейского поручика), но все же это было куда лучше неразберихи пятидесятых годов.

Следует отметить, что реформирование флота Екатериной II без всякого сомнения было успешным. Развитие флота в этот период по масштабам можно сравнить лишь с тем бурным ростом боевой мощи, который пережил в 60е-80е годы уходящего века ВМФ СССР. Аналогия очень близкая - в обоих случаях на базе прибрежного, оборонительного флота, состоящего в основном из легких и устаревших кораблей, создаются мощные ВМС, способные проводить боевые операции и «демонстрации флага» в удаленных от метрополии регионах. Схожесть наблюдается даже в основных точках противостояния - и в XVIII и в XX веках такой точкой стало Средиземное море. Во времена Екатерины II Русские эскадры ходили в Средиземное море, проводя боевые операции против турецкого флота, и обеспечивая «баланс сил» в своеобразной «холодной войне», противостоя флотам Франции и Великобритании. Во второй половине XX века, к счастью, боевых операций советскому ВМФ проводить не пришлось, но противостояние с флотами США, Франции, Великобритании и той же Турции было весьма напряженным, готовым в любой момент взорваться военными действиями.

Флот во время правления Екатерины II проводит также операции по поддержанию «вооруженного нейтралитета», защищая Русскую торговлю с восставшими против британской короны североамериканскими колониями от нападений британских каперов, и обычных пиратов. Русские эскадры, обеспечивающие нейтралитет, ведут патрулирование в водах Северного моря и Атлантики - на торговых маршрутах от Европы к американскому континенту. Таким образом, в развитии Русского флота наступает принципиально новый период - из орудия обеспечения господства на прибрежных направлений и поддержки сухопутных войск - он превращается в инструмент глобальной политики, средство обеспечения экономического и политического развития державы не только в военное, но и в мирное время.

Код Класс по Табели Категория Наименование чина
Нижние чины Матрос 4 статьи
Матрос 3 статьи
Матрос 2 статьи
Матрос 1 статьи
4 Унтер-офицеры Унтер-офицер
5 Шхипер
8 XII Обер-офицеры Мичман
9 IX Поручик
10 VIII Штаб-офицеры Капитан-поручик
11 VII Капитан 2 ранга
12 VI Капитан 1 ранга
13 V Капитан бригадирского ранга
14 IV Адмиралы Контр-адмирал
15 III Вице-адмирал
16 II Адмирал
17 I Генерал-адмирал

* Подробнее о кодировке флотских званий читайте


Крымская война
Первая русская революция
Первая мировая война Известные командиры Григорий Потёмкин
Марко Войнович
Фёдор Ушаков
Павел Чичагов
Михаил Лазарев
Владимир Корнилов
Павел Нахимов
Андрей Эбергард
Александр Колчак
Роберт Вирен

Создание флота

В этом же году для непосредственного управления флотом в Херсоне было создано особое Черноморское адмиралтейское правление, устроенное наподобие петербургской Адмиралтейств-Коллегии, и был утвержден штат этого правления: председателем Адмиралтейского Правления был «флагман, командующий флотом из адмиралов или вице-адмиралов», и при нём капитан над портом из капитанов 1-ранга. Членами правления были обер-кригс-комиссар, цейхмейстер, казначей и контролер. Центральными органами управления были Канцелярия при правлении и шесть экспедиций Кригсрехтских дел, Экипажская и интендантская, Контрольная, Казначейская, Комиссариатская и Артиллерийская. Всего по штату 1785 г. в Правлении и Экспедициях должно было состоять 145 человек, с годовым жалованием 17758 рублей 50 копеек [ ] .

В этом же году был утвержден и первый штат Черноморского флота в составе 12 линейных кораблей , 20 фрегатов , 5 шхун , 23 транспортных судов , личного состава - 13,5 тысяч человек.

Позднее [когда? ] сюда же прибыли 17 кораблей вновь созданной Днепровской флотилии , уже успевшей в 1788 году разгромить османский флот под Очаковым .

Председателем Адмиралтейского правления в 1792-1799 был Н. С. Мордвинова .

Парусный флот - развитие и боевое использование

В войне ярко проявилось флотоводческое искусство контр-адмиралов Джон Пол Джонса , Нассау-Зигена , Н. С. Мордвинова , М. И. Войновича и Ф. Ф. Ушакова .

Русско-турецкая война 1806-1812

В 1807 году эскадра под командованием вице-адмирала Д. Н. Сенявина , действуя в Эгейском море , разгромила турецкий флот в Дарданелльском и Афонском сражениях .

Русско-турецкая война 1828-1829

Черноморский флот содействовал наступлению войск на Балканском и Кавказском театрах военных действий. Неувядаемой славой покрыл себя бриг «Меркурий» , одержавший победу в бою с двумя турецкими линейными кораблями. В период командования ад. Лазарева М.П., к середине XIX века Черноморский флот был лучшим парусным флотом в мире и включал 14 парусных линейных кораблей, 6 фрегатов, 4 корвета , 12 бригов , 6 пароходофрегатов и др.

Крымская война

Крымская война 1853-1856 велась Россией с коалицией Франции , Османской империи, Великобритании и Сардинии за господство на Балканах , в бассейне Чёрного моря , на Кавказе .

Таким образом, вплоть до конца 90-х годов Черноморский флот располагал куда более полноценными линкорами, чем Балтийский, и всего к началу XX века в составе Черноморского флота было уже 7 эскадренных броненосцев, 1 крейсер, 3 минных крейсера , 6 канонерских лодок , 22 миноносца и др.

1905-1907

В 1905 году на флоте имели место беспорядки на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический» и крейсере «Очаков» (Севастопольское восстание).

По состоянию на 1906 год ЧФ состоял из: 8-ми броненосцев («Чесма», «Синоп», "Екатерина II, «Георгий Победоносец», «XII Апостолов», «Ростислав», «3 Святителя», «Пантелеймон»), 2-х крейсеров («Кагул» и «Очаков».), 1-го крейсера («Память Меркурия»), 3-х минных крейсеров («Капитан Сакен», «Гридень», «Козарский».), 13-ти эскадренных миноносцев, 10-ти миноносцев, 2-х минных транспортов, 6-ти канонерских лодок и 10-ти транспортов. Строились 2 эскадренных броненосца («Евстафий» и «Иоанн Златоуст») и 4 минных крейсера типа «Капитан Баранов» .

К середине 1914 года была одобрена и утверждена «Программа нового усиления Черноморского флота», предусматривающая строительство четвёртого линкора из серии «Императрица Мария» - Император Николай I , 2-х лёгких крейсеров типа «Светлана» («Адмирал Истомин», «Адмирал Нахимов»), 8-ми эскадренных миноносцев типа «Новик» , а также 6-ти подводных лодок, в дополнении к предыдущим программам .

7 (20) октября 1916 года на линкоре «Императрица Мария» произошёл взрыв порохового погреба , корабль затонул (225 погибших, 85 тяжелораненых) . А. В. Колчак лично руководил операцией по спасению моряков и тушению пожара, он сильнейшим образом переживал за случившееся .

Вступление в строй новых линейных кораблей позволило флоту установить блокаду угольного района в Анатолии (порты Зунгулдак , Козлу, Эрегли , Килимли), служившего единственным источником местного угля для Константинополя, а также турецкого флота и железнодорожного транспорта . К октябрю подвоз угля из Зунгулдака в Константинополь практически прекратился. Блокада привела к резкому сокращению операций турецкого флота, в том числе прекращению тральных работ в устье Босфора . Из-за отсутствия угля в 1917 году «Гебен » ни разу не вышел в море .

С 1914 по 1917 годы Черноморский флот активно содействовал сухопутным войскам Кавказского фронта на приморских направлениях (подвоз продовольствия и боеприпасов, высадка десантов и т. д.). На протяжении всего 1916 и вплоть до весны 1917 года шла активная подготовка к Босфорской операции .

По мнению некоторых исследователей, активная и грамотная деятельность А. В. Колчака по минированию выхода из Босфора и порта Варна , привела к установлению полного господства Черноморского флота и «ни одно неприятельское судно» вплоть до лета 1917 года не появлялось в акватории Чёрного моря .

После Октябрьской революции. Ликвидация флота

Несмотря на разложение дисциплины, к концу 1917 года Черноморский флот оставался грозной силой - только в Севастополе на кораблях и в крепости находилось 2294 офицера и 25028 матросов и солдат. . К этому моменту на иных кораблях сложились отношения, мало чем отличающиеся от отношений в преступных сообществах .

По Брестскому мирному договору база флота в Севастополе и полуостров Крым не подпадали под территории, отходящие под контроль Центральных держав , однако позднее Крым был включён в сферу интересов Германии по секретному соглашению с Австро-Венгрией, подписанному 29 марта 1918 года в Бадене . Воспользовавшись как предлогом для вторжения в Крым тем, что сухопутные отряды, состоящие из матросов Черноморского флота, вступили в бои с продвигающимися по Украине германо-австрийскими войсками, Германия начала вторжение в Крым 18 апреля 1918 года. 22 апреля 1918 года Народный комиссар иностранных дел Советской России Г. В. Чичерин направил ноту протеста германскому правительству: «Продвижение в Крым является существенным нарушением Брестского мира, так как является вторжением в пределы Советской Республики. Вторжение угрожает нашему Черноморскому флоту, что может повести к столкновениям, вызываемым интересами самосохранения флота…», на что посол Германии в Москве граф Мирбах ответил: «Императорское правительство считает себя вынужденным, ввиду нападения флота из Севастополя против Херсона и Николаева, продвинуть туда войска и занять Севастополь» .

Хотя ещё 22 марта 1918 года коллегия наркомата по морским делам подготовила для советского правительства доклад в котором предлагалось принять меры к переводу флота из Севастополя в Новороссийск и к уничтожению того имущества, которое вывезено быть не может, никаких мер для реализации этих предложений советское руководство не предприняло.

29 апреля 1918 г. командующий флотом контр-адмирал М. П. Саблин отдал приказ о переводе флота в Новороссийск . Для того, чтобы уберечь корабли от огня немецкой артиллерии Саблин дал распоряжение поднять на кораблях флаг украинских националистов, но бригада эсминцев и ряд других кораблей отказались выполнить это распоряжение . 29 апреля в 23:30, первая группа кораблей Черноморского флота начала прорыв в Новороссийск. 30 апреля Севастополь покинули основные силы, в том числе линкоры «Воля » (бывший «Император Александр III») и «Свободная Россия » (бывшая «Императрица Екатерина Великая»).

23 мая 1918 года немцы потребовали возвращения флота в Севастополь, угрожая в противном случае возобновлением наступления. Это наступление началось 9 июня, причём снова было выдвинуто требование о переводе кораблей из Новороссийска в Севастополь. Не имея возможности противостоять немецкому наступлению, и не имея сил воевать с немцами Советское правительство ещё 6 июня по приказу Ленина решило затопить корабли в Новороссийске: «Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно. Председатель СНК В. Ульянов (Ленин)». Однако экипажи части кораблей во главе с линкором «Воля», отказались выполнять этот приказ и 17 июня вышли из Новороссийска в Севастополь, где немцы захватили корабли и увели их в турецкие порты. Впоследствии, эти корабли были возвращены Антантой

Царствование императрицы Екатерины II было одной из самых блестящих эпох в истории российского флота. Первые годы ее правления были временем возрождения русского флота. Любимое детище Петра Великого – флот при его преемниках постепенно приходит в упадок, количество плаваний сокращается, новые суда строятся все реже, а старые ветшают и приходят в негодность. Постоянные задержки в финансировании флота нашли отражение в высочайшем повелении Адмиралтейств‑коллегии 1728г.: «Военных кораблей никуда не посылать без особого разрешения».

Несмотря на это русский флот участвовал в осаде Данцига в 1734г., в войне со Швецией 1741–1743гг. иСемилетней войне 1756–1763гг.

К началу царствования Екатерины военный флот состоял из 31 линейного корабля, 11 других судов и 99 галер. Однако состояние флота было не блестящее – корабли по большей части старые, мало плавали.

Одаренная великим умом и сильным характером Екатерина приложила много усилий к возрождению русской армии и флота.

После смотра флота в 1765г. уКрасной горки Екатерина пишет: «… у нас в излишестве кораблей и людей, но у нас нет ни флота, ни моряков, все выставленное на смотр было из рук вон плохо. Надобно сознаться, что корабли походили на флот, выходящий каждый год из Голландии для ловли сельдей, а не на военнный».

Однако благодаря энергичным мерам, после начала войны с Турцией (1768–1774) Россия смогла отправить в небывалый до того поход свой флот, который сыграл важнейшую роль в войне. Эскадры Балтийского флота, обогнув Европу, вошли в Средиземное море и в сражениях в Хиосском проливе, а затем в Чесменской бухте уничтожили турецкий флот. Затем последовали победы в Патрасском сражении, взятие крепостей Бейрут, Будрум и др., блокада Дарданелл. На острове Парос в порту Ауза была создана база русского флота. В течение пяти лет русский флот был хозяином Архипелага.

Во время этой же войны, в 1768г. началось возрождение русского флота на Азовском море. Молодой флот одержал ряд побед над сильнейшим противником. 10 июля 1774г. был подписан Кучюк‑Кайнарджийский мирный договор между Россией и Турцией. Россия получила выход к Азовскому и Черному морям. Она приобретала побережье между Бугом и Днепром. Крым становился независимым от Турции.

В последующее десятилетие основывается новый порт Херсон – первая кораблестроительная база на Черном море. Азовская флотилия переименовывается в Черноморский флот, в Крыму на берегах Ахтиарской бухты строится город и порт Севастополь, закладывается город и верфь Николаев.

В начале 1789г. Россия стала инициатором создания союза государств, известный как «Вооруженный нейтралитет». Для обеспечения безопасности морской торговли русские эскадры крейсировали в Северном море, Атлантическом океане и Средиземном море.

В многочисленных войнах России периода правления Екатерины II значительное развитие получило русское военное и военно‑морское искусство, доказавшее свое превосходство над военным искусством стран Западной Европы и Турции. В русском флоте в этот период появляются новые классы судов: в корабельном флоте – бриги, шхуны, катера, люгера, в гребном флоте – гребные фрегаты, плавучие батареи, шебеки, дубель‑шлюпки, канонерские лодки. Начинается серийное строительство 74 пушечных кораблей. В первой половине 1780 х гг. на Балтике строится серия из девяти 100 пушечных кораблей.

Развитие флота позволило в войнах с Турцией (1787–1791) и Швецией (1788–1790) добиться внушительных побед. Победы русского оружия в ходе этих войн утвердили положение России как великой державы, подняли авторитет и престиж страны.

При Екатерине выросла целая плеяда выдающихся русских флотоводцев – Г.А.Спиридов, Ф.Ф.Ушаков, В.Я.Чичагов, Д.Н.Сенявин, Ф.А.Клокачев, А.В.Елманов и т.д.

Из иностранцев в русский флот принимались в основном выходцы с «Туманного Альбиона». Некоторые из них добились больших успехов в нашем флоте, заняв высокие посты. Достаточно упомянуть героя Архипелагской экспедиции С.К.Грейга, адмиралов Е.Е.Тета, Р.В.Кроуна.

Русский флот был тесно связан с Англией. Из Англии русские корабелы получали чертежи, по которым, после соответствующей доработки, строились суда на отечественных верфях. Молодые русские офицеры направлялись в Англию для прохождения стажировки на британских кораблях.

В конце 1780 х гг. Екатерина принимает на русскую службу французских офицерв, в том числе и бегущих от революции: контр‑адмирала Ж.Б. де Траверсе – будущего Морского министра, контр‑адмирала О.М.де Рибаса, вице‑адмирала К.Нассау‑Зигена.

В 1790г. русский Балтийский флот насчитывал 34 линейных корабля, 15 фрегатов, более 270 гребных судов, Черноморский флот – 22 линейных корабля, 12 фрегатов, около 80 гребных судов.

Однако Балтийский и Черноморский флоты были изолированы каждый на своем театре и почти всегда действовали независимо друг от друга. Между ними был весь Европейский континент. К тому же проливы, соединяющие Балтийское море с Атлантикой, а Черное море со Средиземным, контролировались Данией и Турцией соответственно. Отсутствие в то время внутренних водных путей не позволяло перебрасывать даже небольшие суда с одного театра на другой.

Именно флот первым из российских вооруженных сил вступил в борьбу с победоносно шагавшими по Европе французскими войсками. Поскольку совсем отказаться от участия в боевых действиях против Франции Россия не могла, Екатерина отправила флот.

Боевые действия на морях начались в 1793г. Французский флот уже был совершенно дезорганизован революцией и в продолжение нескольких первых лет войны не мог предпринять никаких серьезных операций, но и потом действия его были крайне неудачны вследствие плохого состава офицеров, некомплекта и недисциплинированности команд и плохого снабжения.

Англия тоже не была готова к войне, так как в 1792г. вплаваниях находились лишь 12 линейных кораблей. Необходимость набрать огромный личный состав затянула мобилизацию, и только во второй половине года были подготовлены 85 линейных кораблей. С 1793г. английские корабли и фрегаты блокировали побережье Франции. Англичане направили свои эскадры в Средиземное море и в Вест‑Индию. Английские крейсеры в этом году взяли и истребили 140 французских вооруженных судов, в том числе 52 входивших в республиканский флот и 88 частных. 36 из них вошли в состав английского флота.

У берегов Америки в это время действовали легкие эскадры, отдельные фрегаты и другие суда англичан и французов.

Новое на сайте

>

Самое популярное