Домой Замки Формы и методы контроля на уроках информатики. Виды и формы контроля знаний на уроках информатики. Обучающая самостоятельная работа: «

Формы и методы контроля на уроках информатики. Виды и формы контроля знаний на уроках информатики. Обучающая самостоятельная работа: «

Различные формы контроля на уроках информатики.

Наличие класса ПЭВМ предоставляет широкие средства и возможности индивидуализации обучения и контроля результатов. Здесь, наравне с общеизвестными методами, учитель встречается с нетрадиционными средствами, с системами, реализуемыми через ЭВМ. Речь идет о материалах для закрепления умений работы на ЭВМ и о системах контроля, когда контролирующая и оценивающая функции передаются компьютеру.

Методы контроля результатов обучения, используемые мной в работе, можно разделить на два типа: "проверка за столом" и "проверка за компьютером"."Проверка за столом" включает методы, используемые учителями по другим предметам, а также специфические методы контроля. Например, устный опрос: фронтальный и индивидуальный (позволяет акцентировать внимание ребят на основных положениях пройденной темы).

Устный и письменный зачет в конце каждой глобальной темы позволяет проверить знания ребят в целом, в системе. Только сдав зачет ученики могут приступить к работе на ЭВМ. Это является сильнейшим побудительным стимулом у ребят.

Отсутствие учебных пособий заставляет проводить обязательную письменную проверку теории у всего класса, а также проверку тетрадей. Требуется, чтобы материал записывался регулярно, независимо от посещений занятий, грамотно и аккуратно.

Домашняя работа позволяет систематизировать занятия по информатике. Помимо заданий на повторение и закрепление материала, я даю одну - две домашних контрольных работ за учебный год (каждому ученику дается свой вариант).

Различные виды самостоятельных позволяют разнообразить работу на уроке. На первом этапе формирования знаний, и особенно в слабых классах, используется метод - "решение по аналогии". Умение действовать по образцу не приходит само по себе, а требует специальных приемов учителя. В частности важно осуществить - особенно при решении задач - классификацию материала, обеспечивающую постепенное развитие такого умения.Особенно нравится ребятам исправлять ошибки в предложенных программах. Этот метод самостоятельной работы позволяет проверить знания операторов языка программирования в легкой, непринужденной форме.Определить результат выполнения алгоритма или программы теоретически - это уже более сложная задача, требующая значительных знаний.Составление алгоритма решения задачи - этот метод позволяет развить логический и абстрактный способы мышления ребят.

Предложить идею решения задачи на оценку - вызывает целый всплеск рассуждений, приводящий к нужному результату. Если вдруг не получилось у одного, то вместе проблема - задача решается достаточно быстро.Решение задачи на сообразительность, скорость - позволяет проверить помимо знаний и навыки работы на ЭВМ.

Контрольные и самостоятельные работы проводятся как "теоретически" так и за компьютером. Различные виды лабораторных работ позволяют сформировать компьютерную грамотность у учащихся.

Планируемые результаты обучения по информатике, заданные в виде конкретных требований к знаниям и умениям учащихся, позволяют использовать такую форму контроля, как тесты. Сих помощью можно получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях. Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех учеников критериям.

Компьютерный диктант позволяет проверить одновременно: знание учащимися раскладки клавиатуры и умение быстро набирать текст; умение пользоваться клавишами редактирования; знание операторов и команд языка программирования.

Очень продуктивной оказалась работа с творческими группами на лабораторных работах. При такой организации обмен мнениями идет свободно, ученики учатся на примере рассуждений товарищей и анализе их ошибок, в атмосфере взаимной заинтересованности в результатах труда. С помощью творческих групп реализуется такой способ контроля как самоконтроль.

И задача "дальнего прицела" решается в творческой группе. Эта задача - конструирование компьютерной игры или обучающей программы. Для выполнения этой работы требуются все знания, которые ребята получили за два года. Нет ничего увлекательнее создания своего программного продукта. Увлечение играми может незаметно и совершенно естественно перейти в интерес к информатике, а в дальнейшем и к математике и другим точным наукам. А также это прекрасный способ проверить знания ребят.

Чтобы уроки не были скучными и ребята не уставали, необходимо сочетать, комбинировать различные формы контроля на занятии. Преследуя эту цель, я разрабатываю большую часть своих уроков именно таким образом, примером сему может служить мой открытый урок по теме "Строки".

По каждой теме, по каждому виду контроля накоплено такое количество дидактического материала, которое позволяет максимально индивидуализировать задания для учащихся. Такие формы контроля позволяют определить, кто из учащихся не овладел программным материалом, кто овладел им на минимальном уровне, кто из учащихся полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы, а кто не только полностью овладел необходимыми знаниями, но и может их применять в новых ситуациях, владеет умениями на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным элементом процесса обучения и воспитания, ею определяется результативность, эффективность обучения.

Контроль знаний учащихся открывает большие возможности для совершенствования процесса обучения, поскольку проверка как действенное средство борьбы за прочные и осознанные знания учащихся позволяет лучше изучить учеников, их индивидуальные особенности.

Наиболее точно и качественно оценивать знания учащихся позволяет разнообразие видов и форм контроля.

Как ни в каком другом учебном предмете в информатике необходимо различать теоретические знания с практическими навыками работы. В качестве основных (традиционных) методов проверки теоретических знаний можно использовать устный опрос, письменную проверку, тестирование; для оценивания практических навыков – практическую работу.

Все чаще на уроках информатики используются такие нетрадиционные формы контроля как рефераты, конкурсные проекты, дидактические игры.

В качестве итогового контроля может служить проект, отражающий как теоретические знания учащихся, так и уровень прикладных навыков работы с различными программными продуктами.

Традиционные способы Безмашинные способы контроля Смешанные способы Машинные способы контроля
-устный опрос

Устная самостоятельная работа

Выступление с сообщением

Устный зачет

Блиц-опрос

-диктант

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Олимпиада

-практическая работа

Лабораторная работа

Нетрадиционные способы -исследовательская работа

Творческая работа

Сочинение

Соревнования (конкурсы, турниры, КВН)

Конференция

Аукцион

Наличие компьютерного класса позволяет дифференцировать и индивидуализировать контроль знаний. Формы контроля результатов обучения можно разделить на два типа: “машинный” и “безмашинный”.

Среди безмашинных средств проверки наиболее распространены в практике работы школы устный опрос учащихся, проверка тетрадей с домашним заданием, диктант, самостоятельная и контрольная работы.

Использование компьютера позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер позволяет проверить все ответы, а во многих случаях он не только фиксирует ошибку, но довольно точно определяет ее характер, что помогает вовремя устранить причину, обуславливающую ее появление. Ученики более охотно отвечают компьютеру, и если компьютер ставит им “двойку”, то горят желанием как можно скорее ее исправить. Учителю не нужно призывать учащихся к порядку и вниманию. Ученик знает, что если он отвлечется, то не успеет решить пример или выполнить задание.

Устный опрос

На уроках информатики контроль знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки.

При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется для:

  • выяснения готовности класса к изучению нового материала,
  • определения сформированности понятий,
  • проверки домашних заданий,
  • поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке,
  • при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ.

Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений учащихся. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке, хотя оценивать знания учеников не обязательно. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах.

В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу класса, наиболее действенными приемами которой являются:

  • обращение с вопросом ко всему классу,
  • конструирование ответа,
  • рецензирование ответа,
  • оценка ответа и ее обоснование,
  • постановка вопросов ученику самими учащимися,
  • взаимопроверка,
  • самопроверка.

Письменный контроль

Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.

Диктант используется как форма опроса для контроля за усвоением проходимого материала, его обобщения и систематизации и выявления готовности учащихся к восприятию нового.

Диктант обычно проводится в самом начале урока, состоит из двух вариантов. Текст вопросов простой, легко воспринимаемый на слух, требующий краткого ответа, несложных вычислений. Пауза между следующими друг за другом вопросами должна быть достаточной для записи ответов учащимися.

Возможны различные варианты диктантов. На уроках информатики наиболее используем компьютерный диктант, который позволяет проверить знания и умения одновременно.

Приложение 1 . Диктант по теме “Информация”

Зачет проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым учащимся. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами. Иногда целесообразны закрытые зачеты, когда учащиеся получают вопросы и задания непосредственно во время проведения зачета. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся.

Необходимость такого тематического контроля обусловлена тем, что для каждого ученика характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные контрольные работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности учащихся, могут оказаться недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения.

Зачет - это одна из основных форм контроля в старших классах.

Тематические зачеты должны быть дифференцированными, чтобы ученик мог самостоятельно выбрать уровень зачета. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем.

Приложение 2 . Примерные вопросы к зачету по теме “Информация”.

Самостоятельная работа

Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся.

Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи учителя.

Приложение 3 . Самостоятельная работа.

Компьютер - идеальное средство для контроля тренировочных стадий учебного процесса, т. к. компьютер замыкает на себя большую часть контрольных функций и реакций на ошибки ученика: они в значительной степени оказываются частным делом ученика. Учитель быстрее выявляет пробелы в знаниях, а ученик быстрее реагирует на свои ошибки и устраняет их.

Контрольная работа

Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида.

С помощью промежуточной контрольной работы учитель проверяет усвоение учащимися материала в период изучения темы.

Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений учащихся по отдельной теме, курсу.

Домашняя контрольная работа дается 1-2 раза в учебном году. Она призвана систематизировать знания, позволяет повторить и закрепить материал. При ее выполнении учащиеся не ограничены временем, могут использовать любые учебные пособия, проконсультироваться у учителя, родителей, одноклассников. Каждому ученику дается свой вариант работы, в который включаются творческие задания для формирования разносторонней развитой личности.

Приложение 4 . Текущая контрольная работа “Информация”.

Практическая работа

Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа, которая связана не только с заданием на компьютере, но и, например, может включать задания построения схемы, таблицы, написания программы и т.д.

Лабораторная работа

Лабораторная работа - достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с компьютерами.

Используется лабораторная работа для закрепления определенных навыков с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании учащийся может получать консультации учителя.

Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как диктант или тест.

Традиционные формы контроля недостаточно оперативны, и для их осуществления требуется значительное время, поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний. Распространение контролирующих устройств способствовало тому, что учителя все чаще и чаще при проверке знаний стали обращаться к заданиям с выборочными ответами, к тестам.

Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.

Различают следующие виды тестов.

Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них школьник выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую ученик может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.

Избирательные тесты могут быть различными:

1. Многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных и единственный верный ответ.

2. Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.

3. Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой - содержит ошибку).

Закрытые тесты не содержат вариантов ответов. Учащиеся предлагают свой вариант ответа.

Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие между элементами множества ответов.

Встречаются также тесты идентификации, в которых в качестве ответов приводятся графики, схемы, чертежи и т.д.

Наиболее доступными для школы являются избирательные тесты, позволяющие использовать контролирующие устройства.

Тестирование является стандартизированной формой контроля в том понимании, что как процедура проведения теста, так и оценка знаний единообразна (стандартны) для всех учащихся.

Удачно составленный тест имеет ряд достоинств, а именно:

1. Оперативно выявляет знания, умения и навыки учащихся, а также понимание им закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала и, следовательно, учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок.

2. Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях и помогает организовать работу по предупреждению отставания учащихся.

3. Предоставляет учителю возможность проверять знания, умения и навыки на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.

4. Способствует рациональному использованию времени на уроке.

5.Активизирует мышление школьников.

6. Дает возможность учителю критически оценить свои методы преподавания.

Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью ученика, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами традиционного контроля.

Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.

Приложение 5 . Тест по теме “Информация”.

Нетрадиционные виды контроля

За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных методов опроса, которые представляют несомненный интерес. На уроках возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Для ряда тем специально разрабатываются кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы, есть достаточное количество кроссвордов, включающих в себя основные понятия предмета. Решение кроссвордов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.

В информатике указанные средства можно применять косвенно и явно. Косвенное применение строится на обобщающих вопросах или заданиях, предлагаемых после ответа на все или большинство предложенных вопросов. В основе явного применения лежит присутствие в вопросах (заданиях) понятий, непосредственно связанных с этой дисциплиной.

Кроссворд

Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12. Вторые – на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, в них рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов. Третьи - на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год), количество вопросов в них – 15-25.

Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.

Приложение 6 . Кроссворд “Информация, информационные процессы”.

Викторина

Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.

Викторины как средство обученияимеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут.

Сначала учитель объявляет тему викторины. После объявления темы задается не менее десяти вопросов, на которые обучаемые дают ответы. Далее следует серия обобщающих вопросов или заданий, ответы на которые непосредственно оцениваются учителем.

Приложение 7 . Примеры обобщающих вопросов. Примеры викторины на установление соответствия по теме “Информация”.

При этом различают: САМО КОНТРОЛЬ ТРАДИЦИОННЫЕ: диктант, самостоятельная работа, практическая работа, контрольная работа, традиционное оценивание, оценивание по объему работы ИННОВАЦИОННЫЕ: тестирование (в том числе компьютерное), метод учебного портфолио, метод проектов


При самоконтроле особое внимание следует уделить овладению учащимися приемами проведения таких контролирующих действий, как: сверка с образцом (ответом); решение обратной задачи; проверка на частном случае; проверка полученных результатов по условию задачи; примерная оценка искомых результатов; решение задачи различными способами; моделирование.


Проверь Проверь себя (Закрепление изученного, подготовка к изучению нового материала) Текст, созданный при помощи специальных компьютерных программ Любое словесное высказывание в устной или письменной форме. Информация в письменной форме. Текст Текстовая информация Текстовый документ На уроке будем использовать термины, которые изучили на предыдущих уроках. Повторим их.


Проверь Проверь себя (Закрепление изученного, подготовка к изучению нового материала) Текст, созданный при помощи специальных компьютерных программ Любое словесное высказывание в устной или письменной форме. Информация в письменной форме. Текст Текстовая информация Текстовый документ




Диктант Эта форма письменной проверки знаний дает возможности подготовить учащихся к усвоению нового материала, обобщению и систематизации пройденного, хорошей отработки навыков и умений при выполнении элементарных операций. Диктант представляет собой перечень вопросов, которые могут: Диктоваться преподавателем через определенный интервал времени; Демонстрироваться через проектор.


Диктант « Двумерные массивы » 1. Запишите команду, с помощью которой можно определить (зарезервировать) место под массив М, состоящий из 4 столбцов и 5 строк. 2. Какова размерность данного массива? 3. Каков размер данного массива? 4. Запишите команду, позволяющую присвоить элементу, расположенному в 3- й строке и 2- м столбце значение Запишите команду, позволяющую вывести на экран элемент, расположенный в правом верхнем углу таблицы М. 6. Запишите команду, позволяющую вывести на экран любой элемент, расположенный во 2- й строке массива М. 7. Запишите команду, позволяющую вывести на экран среднее арифметическое элементов, расположенных в углах таблицы М.


Самостоятельная работа Большую роль в развитии самостоятельного мышления ученика играет систематически проводимая и правильно организованная письменная самостоятельная работа. По своему назначению самостоятельные работы можно разделить на два вида: обучающие (цель – выяснить, насколько прочно усвоены основные понятия, как они связаны между собой, как учащиеся осознают иерархию этих понятий, выделяют их существенные и несущественные свойства) контролирующие (цель – проверить умение учащихся применять на практике полученные знания)


ОБУЧАЮЩАЯ И КОНТРОЛИРУЮЩАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. АЛГОРИТМЫ, ИХ ВИДЫ, СВОЙСТВА И СПОСОБЫ ЗАПИСИ. ВАРИАНТ 1 1. Сформулируйте определение алгоритма. 2. сформулируйте определение исполнителя алгоритма. 3. Что такое полный набор исходных 4. Перечислите виды алгоритмов. ВАРИАНТ 1 1. Запишите определение алгоритма. Подчеркните в определении слова, в которых отражаются основные свойства алгоритма. 2. Назовите исполнителя следующих видов работы: а) приготовление торта; б) пошив одежды. 3. Определите и запишите полный набор исходных данных для решения задачи: « Определите площадь круга » 4. Составьте алгоритм решения данной задачи.


Виды самостоятельных работ На первом этапе формирования знаний, и особенно в слабых классах, используется метод - " решение по аналогии ". На первом этапе формирования знаний, и особенно в слабых классах, используется метод - " решение по аналогии ". Определить результат выполнения алгоритма или программы теоретически - это уже более сложная задача, требующая значительных знаний. Определить результат выполнения алгоритма или программы теоретически - это уже более сложная задача, требующая значительных знаний Самостоятельное решение задачи. Самостоятельное решение задачи.


Найти максимальное из двух чисел Ввод a, b a> b Y= aY= b Вывод y начало конец да нет b Y= aY= b Вывод y начало конец да нет"> b Y= aY= b Вывод y начало конец да нет"> b Y= aY= b Вывод y начало конец да нет" title="Найти максимальное из двух чисел Ввод a, b a> b Y= aY= b Вывод y начало конец да нет"> title="Найти максимальное из двух чисел Ввод a, b a> b Y= aY= b Вывод y начало конец да нет">






Практическая работа: позволяет преподавателю судить об уровне логического и абстрактного мышления учащихся, а также о способности реализовать свои возможности при решении конкретных задач на практике и устанавливать взаимосвязь с изучаемым материалом; позволяет учителю пробудить у учащихся интерес к приобретению знаний.


Контрольная работа Контрольные работы можно разделить на два вида: 1. проверочные контрольные работы – предназначены для проверки усвоения отдельного фрагмента курса в период изучения темы; 2. итоговые контрольные работы – являются завершающим моментом повторения в конце года. Необходимым компонентом этих работ служат задания на повторение основных теоретических вопросов..


Контрольные и самостоятельные работы проводятся как " теоретически " так и за компьютером. Различные виды практических работ позволяют сформировать компьютерную грамотность у учащихся, проверить умение применять полученные знания на практике.


Контрольная работа для учащихся 8 класса « Технология обработки графической информации » 1 часть – теоретическая (тестирование) Составьте инструкцию по работе с инструментами в графическом редакторе: (…). 2 часть – практическая После выполнения теста учащимся предлагается выполнить рисунок на заданную тему: « Школа будущего », « Зимний пейзаж », « Домик у моря », « Цветочная поляна » и пр.


« Технология создания презентации » Задание 1 (тест) Вместо (…) вставит нужные слова. 1. Power Point - это (…) программа для создания презентаций. (Ответ: прикладная). 2. Презентация состоит из (…), на которых могут быть созданы объекты: (…). (Ответ: слайдов; текст, звук, гиперссылки). 3. Основные возможности программ Power Point: (…). (Ответ: создание и редактирование слайдов, вставка объектов, анимация объектов, просмотр презентации, сохранение презентации, печать слайдов). Задание 2.(практическая) Создайте презентацию по теме « Проект первой ЭВМ ».




ТЕСТИРОВАНИЕ На практике наибольшее распространение получили четыре формы тестовых заданий. Это: 1. закрытые тестовые задания (с выбором правильного варианта ответа из нескольких предложенных), 2. открытые тестовые задания, 3. задания на установление соответствия, 4. задания на установление правильной последовательности. В последнее время предпочтение отдается открытой форме заданий, в которых вероятность отгадывания равна нулю. Но это не значит, что остальные формы не позволяют сделать хороший тест. Каждая форма имеет свои достоинства и недостатки.





Метод проектов Богатый материал для диагностики и последующей коррекции знаний мне дают индивидуальные задания на моделирование, а также межпредметные задания (метод проектов). Ученик выполняет работу в течение нескольких уроков, затем на итоговом уроке происходит защита проектов. Для этого урока должен постараться учитель, подобрать нестандартные творческие задания учащимся.




Лето Солнце над просторными Нивами стоит. И подсолнух зёрнами Чёрными Набит. С. Маршак В начало В начало 35


1. Устройство для вывода на бумагу чертежей. 2. Устройство визуального отображения информации 3. Устройство для вывода на бумагу текстов и графических изображений. 4. Устройство управления курсором 5. Основное устройство ввода текстовой и цифровой информации. 6. Цифровая камера, способная в реальном времени фиксировать изображения. 7. Устройство ввода в ПК цветного и черно-белого изображения с бумаги. 8. Машина для проведения вычислений, хранения, обработки и выдачи информации по заранее определённому алгоритму. п л о т т е р к м о н и т о р п р и н т е р мышь к л а в и а т у р а в е б к а м е р а ю с к а н е р


И в заключении хотелось бы сказать, что решение любых проблем невозможно без постоянного следования правилу: не получится ничего, если нет взаимопонимания, сотрудничества между взрослым и ребенком, взаимного уважения. Воспитание и обучение человека – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал, реализация которого во многом зависит от нас - взрослых.

Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов

«Методика преподавания информатики. Компьютерные формы проверки
знаний. Преимущества и недостатки.»
Выполнил:
Слушатель факультета ДПО по
специальности
Педагогическое образование:
учитель информатики.
Пилипук Алексей Дмитриевич

г. Москва, 2017 г.
Оглавление
Вступление................................................................................................................2
1.Специфика компьютерного тестирования и его формы....................................3
2.Инновационные формы тестовых заданий при компьютерном тестировании.
...................................................................................................................................5
3.
компьютерном тестировании..................................................................................7
4. Online-тестирование, его применение в дистанционном обучении...............11
5. Достоинства и недостатки компьютерного тестирования. ...........................12
Заключение.............................................................................................................14
Литература.............................................................................................................17
1

Вступление.
Важным условие оптимизации учебного процесса является
систематическое получение учителем информации о ходе усвоения знаний
учащимися, которую учитель получает в ходе контроля учебно­
познавательной деятельности. Учащимся также необходимо получать от
учителя информацию о правильности и неправильности усвоенного
материала. Сделать это учитель может только на основе поступления
обратной информации от учащихся к учителю. Систематическая информация
о состоянии знаний учащихся позволяет учителю оперативно использовать
рациональные способы и средства обучения, прогнозировать результаты. Для
того, что бы получить требуемый результат, следует отслеживать и
контролировать, в первую очередь качество учебного процесса, уровень
знаний умений и навыков, получаемых учащимися на каждом предмете
учебного цикла. Контроль за качеством знаний является одним из важных
средств повышения эффективности образовательного процесса.
Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний
учащихся, т.е. определение объёма, уровня и качества усвоения учебного
материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и
умениях у отдельных учащихся и у всего класса, для внесения необходимых
корректив в процесс обучения. Для совершенствования его содержания,
методов, средств и форм организации. Проверка ­ стимул к регулярным
знаниям, к добросовестной работе учащихся, а также объективная форма
самоконтроля учителя.
Наиболее распространённым являются традиционные формы контроля,
к которым относится устный опрос индивидуальный или фронтальный.
Наряду с этим применяются и различные виды письменного опроса.
Рассмотрим достоинства и недостатки устной проверки знаний.
Достоинства:
Развивать речь, логическое и образное мышление, умение анализировать и
делать самостоятельные выводы.
В ходе обсуждения выясняется, понятны ли учащимся изучаемые
закономерности.
Выясняется, могут ли ученики делать выводы мировоззренческого характера.
Возможность ликвидации пробелов в учебной подготовке учащихся.
Недостатки:
Невозможность организовать систематический и полный индивидуальный
контроль знаний каждого ученика, т.к. в классах большое количество
учеников.
Невозможно провести сравнение ответов учащихся на один и тот же вопрос.
2

Не позволяет сделать объективный вывод об уровне подготовки учащихся,
т.к. оценка учащихся зависит от субъективного мнения учителя, характера и
темпа ответа ученика, от уровня подготовленности класса.
Исходя из этого, трудно говорить об объективности оценивания
ученика.
Необходимо применять новые, более объективные формы контроля,
которые будут иметь чёткую определённость, однозначность, надёжность.
Такой формой можно считать тестовую проверку знаний и умений. Тест – это
система заданий, позволяющая измерить уровень усвоения знаний, степень
развития определённых психологических качеств,
способностей,
особенностей личности. Тест отличается от привычного контроля знаний, тем,
что к нему заранее готовиться эталон, с которым сравнивают ответ учащегося.
Тестовый контроль знаний требует больших усилий со стороны педагога.
Педагог должен знать, как правильно подобрать тесты и как их составлять.
Ведь не каждый набор вопросов с вариантами ответов на них можно назвать
тестом. Работа по созданию тестов и оценка их эффективности достаточно
сложная и долгая.
1. Специфика компьютерного тестирования и его формы.
Необходимо оценивать качество каждого теста – соответствие программе
и реальным возможностям учащихся, учитывая при этом сильно
действующие временные ограничения на выполнение тестовых заданий.
Соответствие программе проверяется при анализе литературы. Проверка
«посильности» теста и даже каждого задания в тесте возможна только
после проверки в реальном эксперименте.
Желателен захват всего программного материала или хотя бы наиболее
существенной его части.
Рассмотрим достоинства и недостатки тестовой проверки знаний.
Достоинства:
Быстрота получения результата и таким образом установления связи с
учеником и обсуждения результатов. Повышается познавательная активность
учащихся.
Охват большого числа учащихся на уроке. Дисциплинирует
школьников, приучая их постоянно готовиться к систематическому тестовому
контролю. Экономия времени на контроле. Улучшение психологической
атмосферы учебного процесса, учитель перестаёт быть источником
отрицательных эмоций при оценивании знаний.
Недостатки:
Возможность угадывания в заданиях закрытого типа. Если тестовое задание
содержит всего два варианта ответа, то половину ответов на такое тестовое
задание можно угадать. (Придавая большую правдоподобность неправильным
ответам можно снизить возможность угадывания, оптимальное число
3

вариантов ответов четыре). Возможность списать ответы на тесты закрытого
типа (Большое число вариантов тестовых заданий и ограниченное время
устраняет возможность списывания). Учитель не видит хода решения (хода
мыслительной деятельности учащегося), если результаты своей работы
учащийся представляет только в виде номера ответа. Гарантии наличия
знаний у учащегося нет (Включение заданий открытого типа, в результате
ответа на которые ученик должен самостоятельно логически построить ответ
на вопрос и конкретно изложить его).
На основании сказанного, можно сделать вывод о преимуществе тестовой
проверки знаний по сравнению с традиционными формами
контроля. Использование компьютерных тестовых программ является
оптимальным средством контроля и оценки знаний в силу своей
объективности, простоты в использовании и анализе результатов. Тестовые
задания удобно использовать при организации самоконтроля, при повторении
учебного материала, при подготовке к уроку. Тесты с успехом можно
использовать наряду с другими формами контроля. Главное достоинство
тестовой проверки в скорости, а традиционной проверки в её
основательности.
С начала XXI в. в образовании тестирования стали широко применяться
компьютеры. В педагогических инновациях появилось отдельное направление
– компьютерное тестирование, при котором предъявление тестов, оценивание
результатов учащихся и выдача им результатов осуществляется с помощью
ПК.
Этап генерации тестов технологически может протекать по–разному, в
том числе путем ввода в компьютер бланковых тестов. На сегодняшний день
по компьютерному тестированию имеются многочисленные публикации,
разработаны программно­инструментальные средства для генерации и
предъявления тестов.
Формы осуществления компьютерного тестирования. Компьютерное
тестирование может проводиться в различных формах, различающихся по
технологии объединения заданий в тест (рис.1). Часть из них пока не
получили специального названия в литературе по тестовой проблематике.
Компьютерное тестирование

Компьютерная
форма
представления
вариантов
бланкового теста с
фиксированным
набором заданий
Автоматизированн
ая компоновка
вариантов теста
фиксированной
длины из банка
заданий
Компьютерное
адаптированное
тестирование с
генерацией
адаптивных тестов
варьирующей длины
из банка заданий
4

Рис.1. Формы компьютерного тестирования

Первая форма – самая простая. Готовый тест, стандартизированный или
предназначенный для текущего контроля, вводится в специальную оболочку,
функции которой могут различаться по степени полноты. Обычно при
итоговом тестировании оболочка позволяет предъявлять задания на экране,
оценивать результаты их выполнения, формировать матрицу результатов
тестирования, обрабатывать ее и шкалировать первичные баллы испытуемых
путем перевода в одну из стандартных шкал для выдачи каждому
испытуемому тестового балла и протокола его оценок по заданиям теста.
Вторая форма компьютерного тестирования предполагает
автоматизированную генерацию вариантов теста, осуществляемую с помощью
инструментальных средств. Варианты создаются перед экзаменом или
непосредственно во время его проведения из банка тестовых заданий.
Третья форма – компьютерное адаптивное тестирование – базируется на
специальных адаптивных тестах. В основе идей адаптивности лежат
соображения о том, что учащемуся бесполезно давать задания теста, которые
он выполнит наверняка правильно без малейших затруднений, или
гарантированно не справится в силу высокой трудности. Поэтому
предлагается оптимизировать трудность заданий, адаптируя ее к уровню
подготовленности каждого испытуемого, и сократить за счет исключения
части заданий длину теста.
2. Инновационные
компьютерном тестировании.
формы
тестовых

при
Инновационные задания, использующие возможности компьютерного
тестирования, на сегодняшний день являются наиболее перспективным
направлением развития автоматизации педагогических измерений. Основной
причиной этого является большой потенциал инновационных заданий для
повышения информативности педагогических измерений и увеличения
содержательной валидности тестов.
В использовании инновационных заданий можно выделить два аспекта:
дидактический и психолого­педагогический.
Первый предполагает
развернутую содержательную интерпретацию результатов тестирования в
контексте освоенных на момент предъявления теста когнитивных, учебных и
общеучебных умений, а второй позволяет оценить уровень развития
мыслительных процессов у учащегося и выявить особенности усвоения им
новых знаний. Большинство инновационных заданий, разработанных к на­
5

стоящему времени, обеспечивают совершенствование измерений в обоих
направлениях. Таким образом, инновационные задания позволяют расширить
возможности самого педагогического измерения за счет получения
результатов в новых, недоступных ранее направлениях оценивания качества
подготовленности учащихся.
для оценивания уровня
сформированности функциональной грамотности экзаменующимся, можно
предложить отрывок текста, в котором есть ошибки, а затем попросить
идентифицировать их и исправить путем перепечатывания разделов текста.
Например,
Инновационные задания способствуют сокращению влияния случайного
угадывания за. счет увеличения числа возможных ответов без нарастания
громоздкости заданий теста. Например, при оценивании понимания
прочитанного текста можно попросить учащегося выбрать ключевое
предложение в тексте и указать на него щелчком мыши. Таким образом,
каждое предложение в текстовом отрывке становится опцией для выбора
вместо 4-5 ответов в традиционных заданиях с готовыми ответами. Для
совершенствования формы заданий используют сложный рисунок,
динамические элементы, включая изображения, мультипликацию или видео;
тем самым сокращается время чтения условия. Расширение возможностей
тестирования происходит при включении звука, что позволяет вести диалог с
учащимся, оценивать фонетические особенности его произношения при
тестировании по иностранному языку,
правильность
интерпретации различных звуков.
проверять,
Инновации при разработке заданий для компьютерного тестирования
охватывают пять связанных между собой направлений. К ним относятся:
форма задания, действия испытуемого при ответе, уровень использования
мультимедийных технологий, уровень интерактивности и методика подсчета
баллов.
Нововведения в форме задания включают визуальный и звуковой
информационные ряды или их сочетание. Визуальная информация может
носить реалистический (фото, кино) и синтезированный (рисунок, анимация)
характер. Тип информации в сочетании с тестовой формой определяет
формат ответа, выбираемого или создаваемого экзаменующимся. При
использовании фотографий или рисунков информация, содержащаяся в
тестовых заданиях, носит статический характер. Кино, отражающее реальный
мир, и анимация вносят динамику в выполнение, теста.
Действия учащегося при ответе на задания зависят от тех инновационных
средств, которые включены в тест. При включении в задания звуковой
информации, предполагающей голосовой ответ учащегося, для ответа
используются клавиатура, мышь или микрофон. Значительное место при
ответах отводится интерактивным процессам. Интерактивный режим работы
учащихся при компьютерном тестировании означает поочередную выдачу
аудиовизуальной информации, при которой каждое новое высказывание со
6

стороны учащегося или компьютера строится с учетом предыдущей
информации с той и другой стороны. При организаций интерактивного
режима в компьютерном тестировании используется в основном экранное
меню, в котором учащийся для ответа на тестовые задания выбирает, создает
или перемещает объекты - компоненты ответа. Реже в интерактивном
режиме применяют голосовой ввод ответа.
3. Сравнительная характеристика инновационных форм заданий при
компьютерном тестировании
Сравнительная характеристика инновационных форм заданий при
компьютерном тестировании для различных целей совершенствования
педагогического измерения приведена в табл. 1.
Задания повышенной трудности всегда требуют больше времени для
ответов вне зависимости от того, предъявляются ли они с помощью компью­
терного моделирования виртуальной реальности, имеют ли форму
лабораторной работы, эссе или используют мультимедийные технологии. Из­
за временных затрат число сложных заданий должно быть незначительно - не
более 10-15 %, в отдельных случаях - 20-25%. Многообразие звуковых и
зрительных образов в компьютерном тестировании приводит к возникновению
у школьников усталости, поэтому при включении в тест даже небольшого
количества трудных инновационных заданий приходится, значительно
уменьшать длину теста, что негативно сказывается на содержательной
валидности, надежности и информационной безопасности педагогического
измерения.
Таблица 1
Сравнительная характеристика инновационных форм заданий при
Характеристика
формы ответа
компьютерном тестировании
Основные
направления
инноваций
Характеристик
а трудности
задания
Цель
совершенствования
педагогического
измерения
Снизить эффект
угадывания
Использование
формы задания с
конструируемым
ответом
Обычно
высокая
Ответ числовой
(или текстовый),
конструируемый
учащимся,
вводе
клавиатуры или
голосовой через
микрофон
7

Повысить
содержательную
валидность
Обеспечить
повышение
конструктной и
содержательной
валидности
Ответ выбирается
мышью
на

графическом
изображении,
используется
обычное меню или
гипертекст
Ответ выбирается
мышью

на
графическом
изображении,
запрашивается
дополнительная
информация,
используется
гипертекст
ин­

Расширить
возможность
измерения
теллектуальных
умений,
когнитивных
навыков
Обеспечить
возможность
оценивания
творческих и
практических
умений
Ответ
осуществляется
перемещением
объектов на экране
и конструируется
учащимся,
используется
клавиатура, левая
и правая кнопки
мыши.
Возможен
интерактив
При конструирова­
нии
ответа
учащимся
обязательно
исполь
двухступенчатый
или
многосту­
пенчатый разветв­
ляющийся
интерактивный
переход
к
различным этапам
зуется

Низкая или
средняя
Использование
аудиовизуального
ряда.
мультимедиа
интерактивности
Включение
без
Средняя или
высокая
Средняя или
высокая
Использование
мультимедиа для
моделирования
естественной ок­
ружающей среды и
действий
пользователя в ней.
Представление
объектов с помощью
анимации
вне
режима
интерактивности
Использование
формы задания с
конструируемым
ответом

интерактивом
простейшего уровня
и

Средняя или
высокая
Использование
формы задания с
конструируемым
ответом и
интерактивом
сложного уровня
8

выполнения
задания

По­
кон­
и
Обеспечить
вышение
структной
содержательной
валидности;
расширить охват
содержания;
реализовать
возможность
измерения
коммуникативных
и
интеллектуальных
умений, когнитив­
ных навыков

с
Ответ
моделируется
учащимся
пошагово
использованием
многоступенчатого
разветвляющегося
интерактивного
перехода
к
различным этапам
выполнения
задания
виртуальной
реальности
и

Действия
пытуемого
ответе
Высокая

ис­
при
Если в компьютерном тестировании не используются мультимедийные и
интерактивные технологии, то подсчет первичных баллов учащихся
проводится традиционно путем суммирования оценок по отдельным
заданиям.
Привлечение мультимедийных технологий приводит к
многомерности результатов выполнения теста, поскольку оценивание целого
спектра творческих, коммуникативных, общепредметных и других умений с
помощью инновационных форм заданий всегда связано с несколькими
переменными измерения. Появление интерактивности еще больше усложняет
процедуру подсчета баллов учащихся, она становится зависимой от ответа
экзаменующегося на каждом шаге выполнения заданий теста и требует
политомических оценок.
Проверка результатов выполнения заданий с конструируемым
регламентированным ответом осуществляется путем сравнения ответа
экзаменующегося с эталоном, хранящимся в памяти компьютера, и включает
различные синонимы правильного, ответа с приемлемыми орфографическими
ошибками.
9

Намного сложнее автоматизированный подсчет баллов в заданиях со
свободно конструируемым ответом (типа эссе) в гуманитарных дисциплинах.
На сегодняшний день зарубежными тестологами разработаны специальные
программы для автоматизированной проверки эссе. Критерии оценивания в
этих программах довольно разнообразны: от рассмотрения поверхностных
характеристик эссе типа длины и степени полноты ответа до сложных случаев
анализа с использованием достижений компьютерной лингвистики. Обычно
все эти различные автоматизированные программы подсчета баллов требуют
участия экспертов только на момент начала работы,
когда
квалифицированным педагогам необходимо «обучить» компьютерную
программу оцениванию любых развернутых ответов.
Процесс автоматизированной компоновки теста в том случае, когда он
происходит заранее и не в адаптивном режиме, включает сборку (генерацию)
параллельных вариантов, выбор правила подсчета баллов тестируемых
учащихся и коррекцию вариантов для выполнения требований теории
педагогических измерений.
Неизбежные различия по трудности вариантов, возникающие вследствие
существования ошибок измерения, устраняются после тестирования путем
выравнивания шкал, получаемых при подсчете тестовых баллов по отдельным
вариантам теста. К числу сопутствующих вопросов, решение которых также
необходимо при автоматизированной компоновке теста, относится работа по
наполнению банка тестовых заданий и оцениванию информационной
безопасности тестирования.
Автоматизированная сборка теста с фиксированным числом, заданий
предполагает наличие установленной длины теста, его спецификации и
банка калиброванных заданий, В работоспособный банк, поддерживающий
генерацию многовариантного теста, должны входить фреймы заданий
различной трудности по каждому содержательному элементу с устойчивыми
оценками параметров. С помощью специального программно­инстру­
ментального, обеспечения получается аналог традиционного бланкового
теста, готовый к предъявлению спустя несколько минут от начала генерации и
обеспечивающий высокое качество педагогических измерений.
Технология компоновки вариантов должна поддерживать сис­
тематический контроль за частотой включения каждого задания из банка в
тест. Количество одинаковых заданий в параллельных вариантах,
используемых для выравнивания шкал по вариантам, не должно превышать 15
-20 %. Для контроля частоты включения задания в варианты в качестве
ограничения вводится максимально возможный процент выбора каждого
задания из банка. При его достижении задание перестает использоваться в
дальнейших процедурах генерации теста.
Обычно многочисленные параллельные или квазипараллельные варианты
теста создаются в режиме offline для последующего предъявления в
10

режиме online, в том числе при интерактивном взаимодействии с
обучающимися.
Дня расширения коммуникативных возможностей
компьютерного контроля в real
использование
адаптивного тестирования:,
обеспечивающего пошаговую оптимизацию
подбора­трудности заданий при генерации адаптивного теста.
time рекомендуется,
4. Online­тестирование, его применение в дистанционном обучении

В самом простом понимании интерактивного режима обучения учащийся
имеет возможность получать (читать, смотреть, слушать) только ту
информацию, которую он выбирает для усвоения с использованием
компьютера. Усложнение возможностей и технологии осуществления
интерактивного режима приводит к моделированию окружающего мира и
поведения объектов в нем, позволяя имитировать реальность.
Конечно, на сегодняшний день, в силу многих причин, в обучении
используются далеко не все возможности интерактивного режима. В
частности, по мнению А. Г: Шмелева, являющегося крупнейшим
специалистом в России по применению интерактивных технологий в
образовательном и психологическом тестировании (система «Телетестинг»), в
современном Интернете преобладают неинтерактивные формы преподнесения
образовательной информации.
В соответствии с классификацией компьютерных сетей на локальные и
глобальные простейший интерактивный режим организуется в пределах одной
комнаты или учебного заведения либо с использованием Интернета. Как
правило, интерактивность основывается на асинхронной коммуникационной
связи, когда реакция педагога на результаты тестирования носит отсроченный
характер из­за времени, которое необходимо на проверку теста в
автоматизированном режиме и подсчет баллов учащихся по результатам его
выполнения.
В первом случае, когда в локальную сеть объединено несколько десятков
или сотен компьютеров,
специальная программа­реализатор -
инструментальная оболочка - обеспечивает выдачу заданий online­теста для
всей группы тестируемых, обычно в индивидуальном временном.режиме. На
экране каждого компьютера из локальной сети появляется задание одного из
параллельных вариантов, теста. При обеспечении режима информационной
безопасности для всей группы учащихся может использоваться только один
вариант теста.
Выполнение online­теста с использованием Интернета не имеет
принципиальных отличий от случая применения локальной сети при
простейшем уровне интерактивности без адаптивного режима, когда все
учащиеся выполняют одинаковые варианты теста. Задания в подавляющем
большинстве требуют от учащихся выбора одного или нескольких правильных
11

ответов с помощью таких известных диалоговых объектов, как «селекторные
кнопки» (radio­buttons). Подсчет тестовых баллов производится путем
сличения ответов учащихся с ключом и сводится, чаше всего, к простому
суммированию. Передача итогового балла по тесту может быть осуществлена
с помощью электронной почты.
Время, затраченное на предъявление результата тестирования,
определяется длительностью пересылки (обычно от нескольких секунд до
нескольких часов) и тем временным промежутком, который пройдет до
момента, когда учащийся прочтет пришедшую ему почту. В отдельных
случаях, когда учащемуся требуется документальное подтверждение баллов,
результаты тестирования могут быть доставлены offline с помощью записи на
носитель информации. Таким образом, низкий уровень интерактивности
вполне пригоден для итогового тестирования вне адаптивного режима, когда
учащийся должен работать без помощи педагога, а получение результатов
может носить отсроченный по времени характер.
При

уровне
интерактивности
большое
разнообразие приобретают формы тестовых заданий. В частности у школьника
появляется возможность редактирования текста, представленного в задании, с
помощью введения новых предложений или замены одной части текста на
другую. В заданиях на установление правильной последовательности сразу
после выбора испытуемым некоторого порядка элементов компьютер
отображает новую последовательность на экране и т.д. Если установлению
синхронной связи не мешают временные пояса, интерактив незамедлительно
обеспечивает эффект «педагог рядом», благодаря которому при выполнении
заданий текущего контроля ученик получает помощь, оценку или подсказку
педагога.
Высокий уровень интерактивности обеспечивается в тех случаях, когда
при взаимодействии с педагогом используются звук и видеоизображение, что
требует значительных финансовых затрат, но без труда позволяет
идентифицировать личность учащегося, выполняющего тест в дистанционном
контроле.
5. Достоинства и недостатки компьютерного тестирования.
Компьютерное тестирование имеет определенные преимущества по
сравнению с традиционным бланковым тестирование, которые проявляются
особенно заметно при массовых проверках, например при проведении
национальных экзаменов типа ЕГЭ. Предъявление вариантов теста на
компьютере позволяет сэкономить средства на печать и транспортировку
бланковых тестов.
Другие преимущества компьютерного тестирования проявляются в
текущем контроле, при самоконтроле и самоподготовке учащихся; благодаря
12

компьютеру можно незамедлительно выдать тестовый балл и принять
неотложные меры по коррекции усвоения нового материала на основе анализа
протоколов по результатам выполнения корректирующих и диагностических
тестов. Возможности педагогического контроля при компьютерном
тестировании значительно увеличивается за счет расширения спектра
измеряемых умений и навыков в инновационных типах тестовых заданий,
использующих многообразные возможности компьютера при включении
аудио­ и видеофайлов, интерактивности, динамической постановки проблем с
помощью мультимедийных средств и др.
Благодаря компьютерном тестированию повышаются информационные
возможности процесса контроля,
появляется возможность сбора
дополнительных данных о динамике прохождения теста отдельными
учащимися и для осуществления дифференциации пропущенных и не
доступных заданий теста.
Помимо неоспоримых достоинств компьютерное тестирование имеет ряд
недостатков, которые представлены на рис. 2.
Проблемы, возникающие при компьютерном тестировании
Негативные
психологические
реакции
испытуемых на
компьютерное
представление
тестов.
Воздействие на
результаты
учащихся опыта
работы на
компьютере
Влияние
интерфейса на
результаты
тестирования
Влияние
ограничений
при
компьютерном
тестировании
на надежность
его результатов
Рис.2. Проблемы, возникающие при компьютерном тестировании

Типичные психологические и эмоциональные реакции учащихся на
компьютерном тестировании. Обычно психологические и эмоциональные
реакции учащихся на компьютерное тестирование носят позитивный характер.
Учащимся нравится незамедлительная выдача тестовых баллов, протокола
тестирования с результатами по каждому заданию, а также сам
инновационный характер контроля в том случае, когда привлекаются
современные гипермедийные технологии по выдачи теста. Динамическое
мультимедийное сопровождение заданий на компьютере, объединенное
программными средствами для представления в интерактивном режиме, по
мнению учащихся, обеспечивает более точную оценку знаний и умений,
сильнее мотивирует к выполнению заданий по сравнению с бланковыми
13

тестами. Удобно также то, что вместо заполнения специальных форм для
ответов можно просто выбрать ответ мышью. Если тестирование проходит в
адаптивном режиме, то сокращается время проведения экзамена и длина
теста.
Негативные реакции обычно вызывают различные ограничения, которые
иногда накладываются при выдачи заданий в компьютерном тестировании.
Например, фиксируется либо порядок предъявления заданий, либо
максимально возможное время выполнения каждого задания, после истечения
которого независимо от желания испытуемого появляется следующее задание
теста. В адаптивном тестировании учащиеся бывают недовольны тем, что они
не имеют возможности пропустить очередное задание, просмотреть весь тест
до начала работы над ним и изменить ответы на предыдущие задания. Иногда
школьники возражают против компьютерного тестирования из­за трудностей,
которые возникают при выполнении и записи математических вычислений и
т.д.
Воздействие на выполнение теста предшествующего уровня
компьютерного опыта. Результаты зарубежных исследований показали, что
опыт работы на компьютерах, имеющийся у школьников, во многих случаях
значительно влияет на валидность результатов выполнения теста. Если в тест
включены задания без инноваций с выбором ответов, то влияние опыта работы
с компьютером на результаты тестирования незначительно, поскольку от
учащихся в таких заданиях не требуется никаких сложных действий при
выполнении теста. При предъявлении на экране инновационных типов
заданий, широко использующих средства компьютерной графики, и другие
новшества, влияние предшествующего компьютерного опыта на тестовый балл
становится очень значительным. Таким образом, при компьютерном
тестировании необходимо учитывать уровень компьютерного уровня
учащихся, для которого предназначается тест.
Влияние интерфейса пользователя на результаты компьютерного
тестирования. Интерфейс пользователя включает доступные учащемуся
функции и возможности движения по заданиям теста, элементы размещения
информации на экране, а также общий визуальный стиль представления
информации. Хороший интерфейс пользователя должен обладать ясностью и
корректностью логической последовательности взаимодействия с
экзаменуемым, отражая общие принципы дизайна графической информации.
Чем более продуман интерфейс, тем меньше внимания учащийся на него
обращает, сосредоточивая все свои усилия на выполнении заданий теста.
Заключение.
14

По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное
тестирование имеет ряд преимуществ: быстрое получение результатов
испытания, освобождение преподавателя от трудоемкой работы по обработке
результатов тестирования,
однозначность фиксирования ответов,
конфиденциальность при анонимном тестировании.
Проанализировав современную литературу по данной проблематике,
были выявлены следующие требования к унифицированной
автоматизированной тестирующей системе:
1)
защита от несанкционированного доступа к вопросам теста.
Решение данной проблемы может осуществляться средствами шифровки
данных;
2)
неограниченная тестовая база, которая предназначена как для
разнообразия теста, так и для меньшей повторяемости вопросов;
3)
простота интерфейса программы. Многие специалисты, особенно
специализация которых не связанна с информационными технологиями,
довольно плохо умеют обращаться с компьютером и компьютерными
программами, поэтому понятность и доступность интерфейса – немаловажное
требование к тестирующей системе;
4)
простота администрирования теста. Это требование также
немаловажно. Чем легче будет среда разработки, тем и тестов, тем меньше
будет возникать вопросов, касающихся работы на компьютере. Простота
администрирования решается посредством использования отдельной
программы создания или занесения тем и тестов в базу и установки
параметров;
5)
полная автоматизация процесса тестирования. Тестирование
должно проводиться без контроля преподавательского состава за ходом
тестирования. Поэтому весь процесс – от задания вопросов теста
преподавателем, идентификации специалиста, проведения тестирования, до
оценки полученного результата и занесения этого результата в файл данных,
должен проходить в полностью автономном режиме;
6)
быстрота загрузки. Этот критерий важен для компьютеров с
небольшим быстродействием. Человек не должен ожидать загрузки вопроса в
течение длительного времени. Каждая картинка, график должны быть
оптимизированы или сжаты. Они не должны содержать избыточной
информации, а включать только необходимую часть;
7)
переносимость на разные платформы с поддержкой GUI Microsoft
Windows;
8)
учет обращений. Каждое проведение тестирования должно
фиксироваться для обеспечения контроля. Это необходимо для учета
неудачных попыток тестирования, в случае если тест был прерван по какой­
либо причине. Это обеспечит контроль за действиями пользователей;
9)
ориентация на непрограммирующих пользователей. Применение
15

тестирующей программы не должно требовать опыта работы с другими
приложениями;
10)
тестирующая система должна поддерживать файлы мультимедиа
(графика, видео, звук, анимация). Это необходимо для задания сложных
вопросов, например, для отображения графиков, чертежей, видеороликов и
т.п.
Анализ литературы позволил выявить следующие типы вопросов
компьютерного контроля знаний:
 произвольный тип или ввод с клавиатуры;
 ввод нескольких ответов в определенной последовательности
(ранжирование);
 ввод пропущенных частей строк или букв;
 выборочный тип вопроса;
 альтернативный тип вопроса;
 последовательный тип вопроса.
Для эффективного контроля знаний необходимо грамотно использовать
все типы вопросов.
16

Литература
1.
Аванесов В.С. Методологические и теоретические основы
тестового педагогического контроля: Автореф. д­ра пед. наук/ Санкт­
Петербургский гос. Ун­т. – СПб., 2001.
2.
Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. –
М., 1994.
3.
Алешин Л.И.
Компьютерное тестирование студентов
библиотечного факультета МГУК // http://laleshin.narod.ru/ktsbf.htm.
4.
Андреев А.Б. Компьютерное тестирование: системный подход к
оценке качества знаний студентов /­ М., 2001.
5.
Зырянова Н.М. "О плюсах и минусах компьютерного
тестирования" // Кадровый менеджмент. № 1(5), февраль 2003 г.
www.begin.ru.
6.
Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы
образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей
образования). – М., 2001.
7.
Шафрин Ю.А. Информационные технологии. – М.: Лаборатория
Базовых Знаний, 1998.
8.
Шмелев А.Г. Компьютеризация экзаменов: проблема защиты от
фальсификаций. – М., 2002. – С. 71­73.
Размещено на Allbest.ru
17

Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Тюменское президентское кадетское училище»

Применение различных

форм контроля знаний

на уроках информатики

Составитель: О. А. Снегирёва, преподаватель информатики

Методическое пособие

рассмотрено на заседании ПМК математики и информатики

протокол № 3

от 27. 11. 2013 г

Тюмень

Структура методической разработки «Применение различных форм контроля знаний на уроках информатики» раскрывает основные содержательные стороны заявленной проблемы. В ней освещены вопросы теории и практики технологии организации различных форм контроля. Все формы контроля апробированы на занятиях информатики. Эффективны формы взаимного контроля, группового контроля с элементами самоуправления, самоконтроль, позволяющие учащимся работать в режиме мыслительной деятельности, добывая знания самостоятельно, трансформировать их, обобщать и делать выводы. Пособие разработано для преподавателей.

Формы контроля знаний

Методическая разработка урока по теме «Архитектура ПК»

Приложения к уроку «Архитектура ПК»

Приложение 1. Лист контроля

Приложение 2. Вопросы к разминке

Приложение 3. Дидактическая игра «Счастливая лотерея»

Приложение 3. Информационный диктант

Приложение 4. Вопросы к тестированию

Применение различных форм контроля знаний на уроках информатики

Снегирева Ольга Анатольевна , учитель математики и информатики

Закон Российской федерации "Об образовании" провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики - адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся. Педагогический контроль (ПК) является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса.

Рано или поздно перед каждым преподавателем встает проблема: как добиться объективности и положительного воспитательного эффекта оценки? Эту проблему мы решаем путем использования разнообразных форм контроля на уроках, классификация которых приведена в таблице № 1.

Таблица № 1. “Формы контроля знаний”

Индивидуальный контроль (контроль учителем)

Взаимоконтроль

Самоконтроль

1. Устный опрос.

2. Зачет (устный, письменный).

3. Домашняя работа (контрольная, творческая).

4. Самостоятельная работа (воспроизводящая; реконструктивно – вариативная; эвристическая; творческая)

5. Диктант (компьютерный, цифровой).

6. Контрольная работа, лабораторная работа, контролирующая программа.

7. Тесты (на бумаге, на ПК).

1. Устный опрос (в парах, в группах).

2. Проверка самостоятельной работы по эталону (образцу), четкие критерии оценок.

1. Используя эталон или опорный конспект, справочный материал.

2. Тестирование.

Наличие класса ПЭВМ предоставляет широкие средства и возможности для разноуровневой дифференциации и индивидуализации обучения и контроля результатов. Здесь, наравне с общеизвестными методами, учитель встречается с нетрадиционными средствами, с системами, реализуемыми через ЭВМ. Речь идет о материалах для формирования умений работы на ЭВМ и о системах контроля, когда контролирующая и оценивающая функции передаются компьютеру.

Формы контроля результатов обучения, используемые нами в работе, можно разделить на два типа: "проверка за столом" и "проверка за компьютером".

"Проверка за столом" включает формы, используемые учителями по другим предметам, а также специфические формы контроля. Например, устный опрос: фронтальный и индивидуальный (позволяет акцентировать внимание ребят на основных положениях пройденной темы).

Устный и письменный зачет в конце каждой глобальной темы позволяет проверить знания ребят в целом, в системе. Только сдав зачет, ученики могут приступить к работе на ЭВМ. Это является сильнейшим побудительным стимулом у ребят.

Домашняя работа позволяет систематизировать занятия по информатике. Помимо заданий на повторение и закрепление материала, мы даем одну - две домашних контрольных работы в течение учебного года (каждому ученику дается свой вариант). Для формирования разносторонне развитой личности необходим такой вид работы, как творческое домашнее задание. Здесь с успехом может быть использован метод проектов, широко применяющийся в наше время.

Использование различных видов самостоятельных работ разнообразит урок. На первом этапе формирования знаний используется воспроизводящая самостоятельная работа - "решение по аналогии". Умение действовать по образцу не приходит само по себе, а требует специальных приемов учителя. В частности важно осуществить - особенно при решении задач - классификацию материала, обеспечивающую постепенное развитие такого умения.

На следующем этапе формирования знаний можно применить реконструктивно-вариативные самостоятельные работы. Например, определить результат выполнения алгоритма или программы теоретически - это уже более сложная задача, требующая значительных знаний.

Задания на составление алгоритма: поиск решения этой задачи развивает у учеников логический, конструкторско-аналитический и абстрактный способы мышления.

Предложение идеи поиска решения задачи на оценку в группах - вызывает целый всплеск рассуждений, приводящий к нужному результату. Если вдруг не получилось у одного, то вместе проблема - задача решается достаточно быстро. На этом этапе очень хорошо реализуются межпредметные связи путем решения задач с различным содержанием, где каждому может быть предоставлена возможность проявить свои знания и способности.

Решение задачи на сообразительность и скорость - позволяет проверить помимо знаний и пользовательские умения работы на ЭВМ.

Творческая самостоятельная работа не только проверит определенные знания, умения работы в некоторой области, но и разовьет творческие способности ребят, так необходимые в современной жизни (например, создание кроссвордов в графическом редакторе).

Компьютерный диктант даст возможность проверить одновременно: знание учащимися раскладки клавиатуры и умение быстро набирать текст; умение пользоваться клавишами редактирования; знание операторов и команд языка программирования.

Особый вид контроля – цифровой диктант, который позволяет не только проверить уровень усвоения темы, а также способствует развитию логического мышления, внимания. В ходе такого диктанта учитель читает высказывание, если кадет считает его истинным, он ставит в карточке 1, если нет - 0. Ответы группируются тройками чисел, например, 110, которые можно быстро проверить.

Контрольные и самостоятельные работы можно проводить как в безмашинном варианте, так и с использованием вычислительной техники. Различные виды лабораторных работ формируют компьютерную грамотность у кадет.

Планируемые нами результаты обучения, заданные в виде конкретных требований к знаниям и умениям обучающихся, позволяют использовать такую форму контроля, как тесты. Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы кадет в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений обучающихся в баллах по единым для всех учеников критериям.

Тестовый опрос можно проводить в разных формах. Например, не имея достаточного количества компьютеров, распечатать тест с вариантами ответов на бумаге. Наиболее интересный вариант – создание тестов на языке программирования силами самих учеников.

Чтобы уроки не были скучными и ребята не уставали, необходимо сочетать различные формы контроля на занятии. Преследуя эту цель, мы разрабатываем большую часть своих уроков именно таким образом, примером этому может служить урок-зачет по теме "Архитектура ПК". Урок был построен на основе адаптивной системы обучения, с помощью которой можно удачно реализовать все формы контроля знаний на уроке.

Методическая разработка урока по теме «Архитектура ПК»

Урок по теме: Архитектура ПК

Цели:

1. Проверить качество и прочность знаний кадет по теме, а именно: знание магистрально-модульного принципа построения компьютера, основных и дополнительных устройств ПК, их важнейших характеристик.

2. Развивать компьютерную грамотность, устойчивый интерес к ВТ, познавательную активность кадет, умение проводить самоанализ и самоконтроль.

3. Воспитание внимания, аккуратности и усидчивости, формирование этических норм общения.

Время: 45 мин

Материальное обеспечение:

Класс IBM PC, контролирующая программа, листы контроля, программа-презентация по истории ВТ, набор карточек с вопросами по теме, лотерея.

Литература:

1. О. Ефимова и др. “Курс компьютерной технологии с основами информатики”. Учебное пособие для старших классов.

2. И. Семакин и др. “Информатика”. Задачник-практикум.

4. Журнал “Мир ПК” № 8,9, 2000 год.

Тип урока: урок проверки и оценки знаний.

Формы организации учебной деятельности:

фронтальная работа, работа в группах, самоконтроль, взаимоконтроль, работа в парах, тестирование на ПК.

Методическая цель: показать применение различных форм контроля знаний на уроках информатики.

п/п

Этапы урока

Форма организации учебной деятельности

Время

Организационная часть

Внешний вид, приветствие, дежурство, готовность взвода и оборудования, цели занятия, мотивация учебной деятельности, правила заполнения листа контроля

Фронтальная работа

3 мин

Основная часть

1. Этап актуализации знаний

Цель : психологически подготовить кадет к сдаче зачета.

Самооценка своих знаний (см. приложение № 1).

Самоконтроль

5 мин

Разминка (см. приложение № 2, на ПК использовать презентацию ..

Фронтальная работа

2. Контроль знаний

Цель : проверить, систематизировать и закрепить знания учащихся.

30 мин

Дидактическая игра “Счастливая лотерея” (см. приложение № 3):

2. Защита.

Работа в группах

Информационный диктант “Чёрный ящик” (см. приложение № 4).

Работа в парах

Тестовый контроль (см. приложение № 5).

Тестирование на ПК

3. Задание на самоподготовку.

Найти ответы на вопросы (см. приложение № 6).

Заключительная часть

Рефлексия. Подвести итоги занятия, выставить оценки в соответствии с критериями, сравнить уровень самооценки и реально полученный результат на занятии, отметить наиболее отличившихся кадетов.

5 мин

Приложения к уроку «Архитектура ПК»

Приложение № 1. Лист контроля

Ф. И.________________________________

Уровни усвоения:

Знать основные этапы развития ВТ.

Знать назначение основных устройств компьютера и его структурную схему, виды памяти ПК.

Знать назначение и основные типы дополнительных устройств ПК.

Уметь проследить смену поколений ЭВМ в связи со сменой физических принципов работы.

Знать магистрально-модульный принцип работы ПК, назначение ОЗУ, ПЗУ, КЭШ-памяти, внешней памяти ПК.

Знать принцип действия дополнительных устройств ПК.

Приводить примеры применения ЭВМ в различных областях человеческой деятельности.

Знать основные принципы работы компьютера, специфику основных видов памяти

Знать преимущества и недостатки основных типов дополнительных устройств.

Самооценка______(указать уровень)

Результаты работы на занятии заносятся в таблицу:

Учебные вопросы

Основные устройства ПК, их характеристика.

Дополнительные устройства ПК, их характе-ристика.

Магистрально-модульный принцип построения ЭВМ.

Дополнительные вопросы в течение урока

Итог

Вид контроля

Дидактическая игра

Информационный диктант

Тестирование на компьютере

Ответы с места

3 ответа=1 балл

Сумма баллов

Подведение итогов (критерии оценки):

“5” - 15 и более баллов;

“4” - 12 – 14 баллов;

“3” - 9 – 11 баллов;

“2” - менее 9 баллов.

Приложение № 2. Вопросы к разминке. В ходе разминки – демонстрация презентации:

1. Создатель первой модели вычислительной машины, выполнявшей только сложение и вычитание.

2. Единица измерения количества информации.

3. Учёный, создавший в 1670 году первую счётную машину, выполнявшую 4 арифметических действия.

4. Какая связь между городом в Англии, ружьём калибра 30*30 и одним из элементов компьютера?

5. Создатель “Аналитической машины”.

6. Операция логического сложения.

7. Американский учёный, давший математическое обоснование принципов устройства ЭВМ.

8. Программист попал в армию. Какой вопрос он задаст офицеру, давшему команду: “По порядку номеров рассчитайся”.

9. Как называлась первая ЭВМ?

10. Создатель первой ЭВМ в нашей стране.

11. Когда появился манипулятор типа “Мышь”, то для него в русском языке некоторое время использовалось название по имени персонажа известной русской сказки. Назовите имя персонажа.

12. Это звучит гордо.

Приложение № 3. Дидактическая игра “Счастливая лотерея”:

Класс разбивается на группы по 4-5 человек. В группах в течение 10 минут кадеты опрашивают друг друга по контрольным вопросам, выясняя уровень знаний каждого (здесь можно работать в вариативных или динамических парах). Опрашивающие могут пользоваться опорным конспектом. В лист контроля выставляется количество заработанных баллов. Оценка знаний должна быть максимально объективной, т.к. если член группы в ходе игры не подтвердит свою оценку, то всей группе снижаются баллы. Листы сдаются учителю, и разыгрывается лотерея.

Начинается игра.В ходе игры соперники задают вопросы, анализируют ответы и оценивают знания. Роль учителя – наблюдать.

Один в поле не воин”. К доске выходит вся команда и защищает набранные баллы.

Один за всех” . К доске идет один человек из группы и защищает всю группу. Если знания не подтверждаются, всем участникам команды снижаются баллы.

Верю” Это – “счастливчики”, но и группа экспертов. Они в основном, задают вопросы, контролируя ход игры.

Выбор”. К доске идет тот, кого выберет группа “Верю” и защищает набранные баллы.

Подводятся итоги игры, в листы контроля каждому проставляется заработанное количество баллов. Если группе не удалось защитить свои баллы, их количество может быть снижено.

Контрольные вопросы к дидактической игре “Счастливая лотерея”:

1. Назовите основные блоки ПК.

2. В чём заключается магистрально - модульный принцип построения компьютера?

3. Из чего состоит магистраль?

4. Что входит в состав системного блока?

5. Какие устройства компьютера находятся на материнской плате?

6. Что называется контроллером?

7. Что называется слотом?

8. Что такое порт. Какие бывают порты? Для чего они предназначены?

9. Что такое процессор? Его роль?

10. От чего зависит производительность процессора?

11. С какими видами памяти работает компьютер?

12. Что такое ПЗУ, какие функции выполняет?

13. Какие существуют виды внешней памяти, чем они отличаются?

14. Оперативная память компьютера. Её функция.

15. Какие существуют типы модулей оперативной памяти?

16. В каких единицах измеряют объём оперативной памяти?

Приложение № 4. Информационный диктант:

Названия устройств находятся в черном ящике. После проведения диктанта открывается черный ящик, идет взаимопроверка, выставляются баллы в листы контроля.

I Вариант

1. Устройство в ЭВМ, служащее для изображения текстовой и графической информации (Монитор).

2. Оптическое устройство ввода графической информации (Сканер).

3. Устройство ввода информации, позволяющее получать видеоизображение в цифровом формате (Цифровая камера).

4. Игровой манипулятор (Джойстик).

5. Сенсорная панель (Тачпад).

6. Устройство вывода информации на бумагу (Принтер).

II Вариант

1. Устройство для ввода числовой и текстовой информации (Клавиатура).

2. Устройство ввода звуковой информации (Микрофон).

3. Устройство для вывода сложных и широкоформатных графических объектов (Плоттер).

4. Устройство для связи с другими компьютерами через телефонную сеть (Модем).

5. Координатное устройство ввода информации (Мышь или трекбол).

6. Устройства для хранения информации на магнитной ленте (Стример).

Приложение № 5. Вопросы к тестированию:

Вопрос № 1. Что такое архитектура ЭВМ?

1. Внутренняя организация ЭВМ.

2. Это технические средства преобразования информации.

3. Это технические средства для преобразования электрических сигналов.

Вопрос № 2. ОЗУ - это память, в которой:

1. Хранится исполняемая в данный момент времени программа и данные, с которыми она непосредственно работает.

2. Хранится информация, присутствие которой постоянно необходимо в компьютере.

3. Хранится информация, независимо от того работает ЭВМ или нет.

4. Хранятся программы, предназначенные для обеспечения диалога пользователя с ЭВМ.

Вопрос № 3. Компьютер - это:

1. Устройство для хранения и выдачи информации.

2. Устройство для обработки информации.

3. Универсальное, электронное, программно - управляемое устройство для хранения, обработки и передачи информации.

4. Универсальное устройство для передачи информации.

Вопрос № 4. Информационная магистраль - это:

1. Набор команд, предназначенный для управления процессом обработки данных на ЭВМ.

2. Система параллельных проводников, связывающих воедино все электронные компоненты ПК.

3. Количество одновременно передаваемых по шине бит.

4. Быстрая, полупроводниковая, энергонезависимая память.

Вопрос № 5. Внешняя память служит:

1. Для хранения оперативной, часто изменяющейся информации в процессе решения задачи.

2. Для долговременного хранения информации независимо от того работает ЭВМ или нет.

3. Для хранения информации внутри ЭВМ

4. Для обработки информации в данный момент времени.

Вопрос № 6. Что такое КЭШ - память?

1. Память, в которой обрабатывается одна программа в данный момент времени.

2. Память, предназначенная для долговременного хранения информации, независимо от того работает ЭВМ или нет.

3. Это сверхоперативная память, в которой хранятся наиболее часто используемые участки оперативной памяти.

4. Память, в которой хранятся системные файлы операционной системы.

Вопрос № 7. Какую функцию выполняют периферийные устройства?

1. Хранение информации.

2. Обработку информации.

3. Ввод и выдачу информации.

4. Управление работой ЭВМ по заданной программе.

Вопрос № 8. От чего берёт начало магистрально - модульный принцип устройства компьютера?

1. От мини-ЭВМ третьего поколения.

2. От ЭВМ второго поколения.

3. От персональных компьютеров.

Вопрос № 9. Назначение процессора?

1. Обрабатывать одну программу в данный момент времени.

2. Управлять ходом вычислительного процесса и выполнять арифметические и логические действия.

3. Осуществлять подключение периферийных устройств к магистрали.

4. Руководить работой вычислительной машины с помощью электрических импульсов.

Вопрос № 10. Укажите минимально необходимый набор устройств, предназначенный для работы компьютера.

1. Принтер, системный блок, клавиатура.

2. Системный блок, монитор, клавиатура.

3. Процессор, стример, винчестер.

4. Монитор, винчестер, клавиатура, процессор.

Приложение № 6. Задание на самоподготовку (найти ответы на вопросы):

1. Что такое Абак, для чего он использовался? 2. Где появилась БЭСМ, её основные характеристики? 3. PDP – 8 –что это? 4. DVD-ROM и DVD-RAM, их отличие, технические характеристики 5. Новые субблокноты, их технические характеристики 6. Интерактивная доска SMART .

Новое на сайте

>

Самое популярное