Домой Генератор Фараон-реформатор. Эхнатон и Нефертити - Древние цивилизации. Эхнатон или Аменхотеп IV не поклонялся Единому богу Эхнатон интересные факты

Фараон-реформатор. Эхнатон и Нефертити - Древние цивилизации. Эхнатон или Аменхотеп IV не поклонялся Единому богу Эхнатон интересные факты


Эхнатон, ранее Аменхотеп IV (1364-1347 до нашей эры) - десятый фараон XVIII династии египетских фараонов, выдающийся политик, знаменитый религиозный реформатор, во время правления которого произошли значительные изменения в египетском жизни - в политике и в религии.

Аменхотеп IV - самый необычный из древнеегипетских фараонов, реформы которого породили исключительно в интересный период истории Египта.

Эхнатон (Аменхотеп IV) - первый в мировой истории религиозный реформатор, попытавшийся ввести в Египте единобожие, монотеизм (в наше время это называют-экуменизм) - поклонение одному богу, по мнению Эхнотана это был Атон .

К нему система мистико-религиозных представлений древних египтян была чрезвычайно сложной и запутанной.

Поклонение многочисленным богам шло еще со времен обожествления животных, например, бога мертвых Анубиса изображали в образе человека с головой шакала, бога солнца Гора изображали соколом или человеком с головой сокола, бог Тот - с головой ибиса, богиня Хатор - с головой коровы и т.д. .

Их культ дополнялся поклонением верховным божествам - Ра, Амону и Птаху. Каждого из них сопровождал целый пантеон родственных божков, которые имели власть в каком-либо одном регионе или городе. Столь громоздкая система дробила Египет и мешала его объединению.

Утверждается, что изменения в религии и политике были вызваны личными убеждениями царя, который был последовательным и апологетом новой религии.
Когда на престол вступил молодой Аменхотеп IV, он производил впечатление богобоязненного человека, выражал всеми своими действиями глубокое уважение к древней политеистической религиозной традиции.

Однако уже первый год правления царя ознаменовался строительством гигантских комплексов Гемпаатон и Хутбенбен в честь бога Атона - зримой формы солнечного диска - в Карнаке, традиционно связанный с культом Амона-Ра.

Возведение фараоном храма Атона в Фивах привело к полному разрыву с культом Амона и его жрецами. Аменхотеп сменил свое тронное имя («Амон доволен») на Эхнатон («слуга Атону»).

Суть преобразований Эхнатона не вполне ясна до нашего времени. С момента открытия остатков Ахетатона в современной Амарне доминирующей в египтологии была точка зрения, согласно которой новое вероучение Эхнатона было монотеистическое или очень близко к таковому. Согласно этой теории, Эхнатона можно считать первым лицом в мировой истории, о которой документально известно ее поклонение единому богу.

Личность Аменхотепа IV противоречива, поэтому в египтологов не существует единого мнения, относительно мотивов и характера фараона-реформатора - диаметрально противоположные характеристики Эхнатона даются часто в рамках одного исследования. Фараона изображают то идеальным правителем, мудрым и мирным человеком, намного опередившим свое время, то выдающимся философом-мечтателем, с талантами государственного деятеля, то душевнобольным фанатиком. В частности, Борис Александрович Тураев называл Эхнатона одним из самых жестоких египетских владык, а Джеймс Генри Брэстед писал о нем как о «первой личности в мировой истории» и «отважная душа, бесстрашно действовала вопреки традициям».
Свое имя Эхнатон обычно писал, добавляя прозвище ankh-en-maat - «живет в правде». Религия Атона означала поклонение свету, и приношения совершались на алтарях, поставленных правильными рядами на просторных дворах этого бога. Церемония составляла разительный контраст с культом «потаенного» Амона, святилища которого были скрыты во тьме. Атона не изображали, но представляли в виде диска или шара, испускающий лучи, каждый из которых заканчивался рукой дающая жизнь.

Эхнатон женился на своей двоюродной сестре, красавице Нефертити, от которой имел по крайней мере четырех дочерей.

Эхнатон в своем правлении пришел к мысли: Атон для Эхнатона - универсальный мировой бог. Фараон - его избранник, «возлюбленный сын»
...
я не верю в случайности. анализируя окружающий мир я нашел некоторые параллели в жизни нынешнего президента США Барака Обамы с фараоном Египта Эхнатоном. Президент США также позиционирует себя как реформатор, некий новый "мессия". До сих пор не известно какую веру действительно исповедует Барак, является ли он христианином, или мусульманином. ок.

Обратим внимание на поверхностные совпадения, внешность:

..


..

Проклятие фараонов. Тайны Древнего Египта Реутов Сергей

Аменхотеп-Эхнатон - фараон-ниспровергатель

Однажды, около 3400 лет тому назад, в семье правителя Египта Аменхотепа III родился странный малыш. Мальчика не считали наследником, так как он был вторым сыном. На семейных изображениях, в описаниях религиозных празднеств и фестивалей о нем нет даже упоминания. Сейчас трудно сказать, почему семья игнорировала юного принца. Может быть, причина кроется в его необычном облике?

У него было вытянутое лицо, длинный череп, узкие плечи и широкие бедра, длинные гибкие пальцы рук и ног. Гадкий утенок в породистой семье. А может быть, близких настораживали странные размышления принца о богах и человеческом бытии на этой земле?

Можно себе представить, как всеми отвергнутый ребенок глотает слезы обиды где-нибудь в дальней комнате дворца, пока его царственная семья принимает почести и развлекается. Лишь его мать Тийи, супруга царя, украдкой жалеет своего странного сына.

Но вот великий фараон Аменхотеп III умирает. И совсем скоро вслед за ним умирает его старший сын - наследник. Словно из небытия, в 1353 году до н. э. на сцене египетской истории появляется молодой фараон Аменхотеп IV. Вот так, нежданно-негаданно, бывший изгой становится царем. Он женится на девушке невероятной красоты, имя которой переводится как «красота грядет». Он боготворит свою мать.

Некоторое время Аменхотеп учился править страной, не вникая в политические дрязги и соперничество жрецов. Но набрав силу и привыкнув к власти, молодой царь, словно громом среди ясного неба, поразил своих подданных решением провести религиозные реформы. Он отменил поклонение всем богам, кроме одного-единственного, который всегда согревал его: это был солнечный диск Атон, символизирующий свет и энергию.

Аменхотеп закрыл жреческие школы, объявил жрецов лживыми учителями, не почитающими истинного бога, провозгласил все культы старых богов незаконными. Запретил даже изображать каких-либо богов, так как, по его мнению, истинный бог не имеет формы. Была предпринята попытка уничтожить в египетских надписях не только имена богов, но и само понятие «бог». Это слово заменили словом «властитель», а знак бога - знаком, обозначавшим фараона. Тем самым Солнце-Атон мыслился не как бог, а как небесный царь. Его земным олицетворением отныне становился фараон. В честь Атона Аменхотеп IV принял новое имя: Эхнатон - «угодный Атону».

Огромная древняя страна, тысячелетиями пестовавшая своих многочисленных богов, окутанных легендами и мифами, в одночасье должна была забыть их и поклоняться одному странному абстрактному богу! Люди не знали, как себя вести, что делать с грандиозными богатейшими храмами. Жрецы неожиданно лишились власти и средств к существованию. Но неповиновение жестоко каралось, и весь жизненный уклад перевернулся с ног на голову.

Впрочем, молодого фараона это мало волновало. Он здесь главный и может делать все, что захочет! Любимая жена, восхитительная Нефертити, во всем поддерживала его.

Народ Египта еще не успел прийти в себя от странной прихоти царя, как Эхнатон объявил о новом своем решении - перенести столицу страны. Он лично ездил выбирать место для нового города. К северу от Фив была найдена подходящая долина. С западной стороны она омывалась водами Нила, а с восточной была окружена горной цепью в виде подковы.

Эхнатона поразил удивительной красоты восход в этом месте. Солнечный диск поднимался на небеса из ложбины между горами, очертаниями напоминавшей ладью. Фараон посчитал это добрым знаком и, приказав установить в четырех частях долины пограничные стелы, поклялся никогда не покидать пределов своей новой столицы. Так возник Ахетатон, город бога Атона.

Дома, дворцы и храмы возводились молниеносно. В отличие от величественных зданий Фив, они строились не из прочных известняковых плит, а из обычных глиняных кирпичей. Город был построен в рекордно короткие сроки и поражал своим великолепием. Широкие улицы и площади, чудесные дворцы знати, окруженные диковинными садами, удобная пристань, кварталы ремесленников и, конечно, невиданной красоты храмы под открытым небом с бесчисленными алтарями, посвященными вечному Атону.

Эхнатон был счастлив. Каждый день он самозабвенно выполнял религиозные ритуалы, посвященные солнечному диску, сопровождаемый любимой женой и детьми. Он был сыном Солнца, и простые смертные должны были молиться лишь своему фараону в надежде достучаться до божьей милости.

Он щедро одаривал своих последователей и почитателей. Но ничего не хотел знать о том, что творится за пределами Ахетатона. Его не тревожило ни недовольство провинций странными реформами, ни ослабление границ, ни воинственные настроения хеттов на севере страны. Надо отдать должное, при Эхнатоне не велись войны, люди мирно жили и трудились.

Но не всех это устраивало. Страна была лишена огромных прибылей, приносимых завоевательными войнами, богатейшие храмы старых богов были разорены. Жрецы, потерявшие власть, пребывали в ярости и настраивали народ против фараона. Простые люди в тайниках хранили фигурки древних богов и потихоньку молились им. В Египте росла ненависть к фараону-еретику.

И лишь Эхнатон жил, словно светлый праздник, купаясь в роскоши, любви и неведении. Он был необычен во всем. На древнеегипетских изображениях мы привыкли видеть фараонов молодыми стройными людьми. Ни намека на старость или немощность. При Эхнатоне стиль изображения резко меняется: он словно нарочно приказывает художникам выставлять напоказ свою необычность.

Перед нами предстает человек с совершенно инопланетными чертами лица, узкими плечами, обвисшим животом и широкими, почти женскими бедрами. Кроме того, появились изображения сценок из бытовой жизни фараона, подтверждающие не столько его божественность, сколько человечность. Вот он обнимается со своей супругой, а вот он в кругу семьи нежно целует одну из своих дочерей. И всюду над ним солнечный диск Атон простирает свои благодатные лучи-руки, даруя свет, тепло и жизнь.

Даже красавицу Нефертити не пожалели художники-реалисты: на одном из поздних портретов перед нами предстает немолодая женщина со ссутулившимися плечами и обвисшими щеками, но гордым и властным взглядом.

Любимая жена царя так и не родила ему сына, но подарила шесть дочерей. И в какой-то момент она бесследно исчезла. У ученых есть несколько версий на этот счет. Возможно, ее просто удалили от двора, и она скончалась в безвестности. А возможно, Эхнатон, безумно любивший свою жену всю жизнь, назвал ее своим соправителем фараоном Семнехкарой, который правил еще два года после его смерти. Но большинство историков считают, что Нефертити была отравлена.

Как мы помним из истории о мудрой Хатшепсут, титула «фараоницы» в Древнем Египте не существовало. Была главная жена царя. И чтобы приравнять ее к себе, Эхнатон дарует ей мужское имя и титул фараона. А дотошные археологи, между прочим, рассмотрели на изображениях у неизвестно откуда взявшегося Семнехкары женскую грудь. Впрочем, есть версия, что это просто старший сын фараона от одной из младших жен. Но мумия Нефертити так до сих пор и не найдена.

«Каждое око глядит на Тебя, горний Атон! Но постиг и познал Тебя в целом свете один Эхнатон».

«Без Солнца жизнь замирает. При Его восходе оживает. Когда Ты исчезаешь, земля объята кромешной тьмой. Очи не видят очей, и в усыпальнице спят, с головой закутавшись, смертные. Из-под изголовья их укради драгоценную вещь - не заметят».

Из оды Аменхотепу IV - Эхнатону. Перевод И. Яковлева

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

3. Аменхотеп I и Аменхотеп IV 3. 1. Аменхотеп I Будучи поставлен египтологами в начало династии, он открывает собою серию фараонов Аменхотепов. Однако известно о нем мало. Бругш смог набрать о нем скудного материала лишь на полторы страницы , с.277…278. Блеклое правление,

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

3. 1. Аменхотеп I Будучи поставлен египтологами в начало династии, он открывает собою серию фараонов Аменхотепов. Однако известно о нем мало. Бругш смог набрать о нем скудного материала лишь на полторы страницы , с.277…278. Блеклое правление, ничего примечательного, якобы,

Из книги 100 великих гениев автора Баландин Рудольф Константинович

АМЕНХОТЕП IV ЭХНАТОН (XIV век до н. э.) Он принадлежал к фараонам XVIII династии Египта эпохи Нового царства и правил с 1372 по 1354 год до н. э.Наибольшего могущества страна достигла при его предшественнике Аменхотепе III. Однако, подчинив многие государства и народы, этот фараон с

Из книги 100 великих монархов автора Рыжов Константин Владиславович

АМЕНХОТЕП IV (ЭХНАТОН) Аменхотеп взошёл на престол в 1364 году до Р.Х. пятнадцатилетним юношей. Блистательная Египетская империя находилась в это время в зените своего могущества, хотя стали ощущаться уже и первые признаки упадка. На севере и на востоке постепенно крепли

Из книги Древние цивилизации автора Миронов Владимир Борисович

Фараон-реформатор. Эхнатон и Нефертити Особый интерес в истории Египта вызывал фараон-солнцепоклонник Аменхотеп IV, или Эхнатон. Он осуществил религиозный поворот, затронувший все стороны жизни страны. Мы бы сегодня сказали: Эхнатон осуществил смену идеологического

Из книги 100 великих интриг автора Еремин Виктор Николаевич

Эйе – ниспровергатель фараонов История Древнего Египта столь далека от нас, столь мало сохранилось письменных источников тех времен, да и те столь предвзято информируют о происходившем, что любой рассказ о древних египтянах представляет собой лишь гипотезу, версию,

Из книги Всемирная история в сплетнях автора Баганова Мария

Верховный бог, фараон Эхнатон и его две царицы. Конец династии Тысячелетия стоял Египет, и правили им боги - мудрые, коварные, всесильные… Возносились к небу обелиски, поражали пышностью и богатством убранства храмы, жрецы воскуривали богам благовония и восхваляли их в

Из книги Великие загадки Древнего Египта автора Ванойк Виолен

7. Тэйе и Аменхотеп III Аменхотеп III, естественно, унаследовал престол от отца. Он был женат на Тэйе, чье происхождение долгое время вызывало споры. Они правили в Фивах, как их предшественники из XVIII династии.Кто такая царица Тэйе? Была ли она нубийка, как можно судить по ее

Из книги От Клеопатры до Карла Маркса [Самые захватывающие истории поражений и побед великих людей] автора Басовская Наталия Ивановна

Эхнатон. Фараон-вероотступник Эхнатон – фараон-загадка, фараон-легенда. Реформатор, еретик. Еще бы! Замахнулся на святая святых – религию! Бесстрашно вознамерился изменить ритуал. Даже сегодня, когда перемены сыплются как из рога изобилия, мы понимаем, что это был за

Из книги Древний Египет автора Холмс Энтони

Фараон Аменхотеп III Аменхотепу III, когда он взошел на трон, было всего 12 лет. Этот фараон стремился провести Египет через его золотой век, не втягивая в войны. Правил Аменхотеп III 38 лет. Это был один из величайших периодов расцвета древнеегипетской цивилизации, о чем

Из книги Древний Египет автора Холмс Энтони

Фараон Эхнатон (Аменхотеп IV) Эхнатона можно назвать одним из самых известных фараонов Древнего Египта, несмотря на попытки следующих правителей вычеркнуть его имя из списка царей. Этот правитель, взошедший на трон под именем Аменхотепа IV и унаследовавший процветающую и

автора Носовский Глеб Владимирович

3. Аменхотеп I и Аменхотеп IV 3.1. Аменхотеп I Будучи поставлен египтологами в начало династии, Аменхотеп I открывает собою серию фараонов Аменхотепов. Однако известно о нем мало. Бругш смог набрать о нем скудного материала лишь на полторы страницы , с. 277–278. Блеклое

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Аменхотеп I Будучи поставлен египтологами в начало династии, Аменхотеп I открывает собою серию фараонов Аменхотепов. Однако известно о нем мало. Бругш смог набрать о нем скудного материала лишь на полторы страницы , с. 277–278. Блеклое правление, ничего примечательного

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Аменхотеп IV (Эхнатон). Египет в годы «амарнской реформы» (1365–1348 гг. до н. э.) Преемник Аменхотепа III, его сын от брака с Тэйе, фараон Аменхотеп IV (1365–1349 гг. до н. э.) продолжил укрепление власти царя при помощи масштабных религиозно-идеологических преобразований и

Из книги Когда Египет правил Востоком. Пять столетий до нашей эры автора Штайндорф Георг

Глава 14 Аменхотеп IV (Эхнатон) и Реформация Преемником Аменхотепа III после по меньшей мере двенадцати лет совместного правления стал его сын Аменхотеп IV, принявший официальное имя Неферхепрура (в клинописи писавшееся как «Напхурурия»), то есть «Прекрасен обликом Ра», с

Из книги Великие исторические личности. 100 историй о правителях-реформаторах, изобретателях и бунтарях автора Мудрова Анна Юрьевна

Эхнатон 1375–1336 (или 1334) до н. э.Религиозный реформатор Древнего Египта, фараон.Эхнатон был выдающимся политиком, совершившим религиозную реформу. В его правление произошли значительные изменения в египетской жизни - в политике и в религии. Он был сыном Аменхотепа III и

Эхнатон (Аменхотеп IV) – фараон Древнего Египта, живший в период с 1375 по 1336 гг. до н.э., который правил Египтом с 1353 (или 1351) по 1335 (или 1334) гг. до н.э. Простому читателю, ранее не знакомому с именем Эхнатона, будут наверняка известны хотя бы следующие факты, связанные с этим фараоном:

  • его женой была известная Нефертити , чьи изображения до сих пор пленяют своей красотой;
  • его сыном был Тутанхамон , чья гробница сохранилась до нашего времени почти полностью сохранившейся;
  • он провёл в Египте грандиозную религиозную реформу — ввёл единобожие (монотеизм). Эхнатон попытался перевести египетское общество от многобожия к культу одного бога по имени Атон.

Ранние годы

Cын фараона Аменхотепа III и царицы Тейе с рождения получил имя Аменхотеп IV, и ещё в свои ранние годы он стал соправителем отца. В то время в Египте очень серьезную силу представляло жречество, почитающее целый пантеон различных египетских богов во главе с верховным богом Амоном-Ра. Став самостоятельным правителем после смерти отца, Аменхотеп IV первое время, видимо, также почитал Амона, на первых памятниках он изображен молящимся Амону-Ра. Однако вскоре фараон Аменхотеп IV начал проводить религиозные реформы.

Единобожие в древнем Египте — культ бога Атона.

Причины, заставившие нового фараона ввести монотеизм (единобожие) в древнем Египте, в точности неизвестны, однако, можно выдвинуть несколько версий. В то время народы Египта почитали великое множество богов, каждый город мог поклоняться своему божеству. Посредниками между людьми и многочисленными богами служили очень влиятельные жрецы, замена всего пантеона богов на одного, единого для всех бога, могла ослабить власть жрецов и усилить власть фараона Аменхотепа IV , как проводника новой религии единобожия. Введение в стране единобожия (монотеизма) могло объединить народ и усилить государство.

На третий год своего правления новый фараон Аменхотеп IV начал строить в Фивах храм в честь малоизвестного тогда бога Атона, олицетворяющего солнечный диск.

Бог Атон изображался в виде человека с головой сокола, увенчанный солнечным кругом.

На пятом году своего правления Аменхотеп IV изменил своё прежнее имя, переводящееся как «Амон доволен». Себя фараон Аменхотеп IV объявил сыном бога Солнца – ЭхнАтоном - «живой дух Атона».

Имена его ближайших родственников также были изменены. Г лавная жена фараона получила новое имя «Нефер-Неферу-Атон Неферт-ити» (др.-егип. Nfr-nfrw-Jtn-Nfr.t-jty), что означает - «Прекраснейшая из красавиц Атона. Красавица пришла». Учёные считают слово «Ити» - «пришла» в её имени свидетельствует о том, что царица Нефертити была чужестранкой , достигшей вершин власти. Нефертити пришла из другой страны и получила имя «Красавица пришла» - «Неферт-ити ». Будущая царица родилась примерно в 1370 году до н. э. в Митаннийском царстве.

Нефертити не была по рождению египтянкой, она была белокожей и принадлежала жителей древнего царства Митанни, расположенного в Малой Азии.

Обстоятельства смерти Эхнатона неизвестны. Возможно, он был отравлен, так как на одной из росписей изображено покушение на него. Он был погребён в своей гробнице, высеченной им в скалах в нескольких километрах на восток от новой столицы Ахет-Атона . Позже мумия Эхнатона была перенесена в некрополь Долины царей в гробницу KV55.

Ещё в древности египтяне уничтожили множество памятников, связанных с Эхнатоном, чем усложнили идентификацию мумий. Генетическая и генеалогическая экспертиза показала, что человек в KV55 является отцом Тутанхамона.

После смерти Эхнатона новая столица Ахет-Атон был заброшена и стала разрушаться, а затем и превратилась в каменоломню.

Эхнатон (Аменхотеп IV), египетский фараон XVIII династии, правил ок. 1365-48 до н. э. Сын Аменхотепа III и Тии (Тэйе), незнатной женщины, сестры жреца бога Ра из г. Гелиополя. Вступил на престол в 15-летнем возрасте под именем Аменхотепа (IV) (древнеегип. «Амон доволен»). Находился под сильным влиянием царицы-матери и своего воспитателя - Аменхотепа, сына Хапу. Как и его отец, в нарушение вековой традиции женился не на старшей дочери царствовавшего до него фараона (египетский престол формально передавался по женской линии), а на дочери одного из вельмож - Нефертити, впоследствии принимавшей активное участие в его религиозных преобразованиях.

В самом начале своего царствования принимает титул верховного - «величайшего среди видящих» - жреца бога Ра в Гелиополе, подчеркивая этим свою приверженность культу солнца и особенно выделяя почитание самого солнечного диска - Атона, культ которого становится общеегипетским еще при Тутмосе IV. Постепенно в противовес другим богам и особенно Амону, главному богу столичных Фив, расширяются культовые функции Атона, в нем одном воплощаются представления о благости, могуществе и творящей силе солярных (от лат. sol - солнце) божеств. Наконец, имя Эхнатон (др.-егип. «Полезный Атону»), принятое фараоном, декларирует новую ориентацию его религиозной политики.

На 6 году правления Эхнатон переносит столицу страны из Фив, центра оппозиционно настроенного жречества Амона, в основанный им на земле, не посвященной никакому другому божеству, «великий очарованием, приятный красотой для глаз» город Ахетатон (древнеегип. «Горизонт Атона»; совр. Тель эль-Амарна в Среднем Египте) и клянется вместе с Нефертити никогда не покидать столицы, объявленной священной обителью Атона. Несмотря на то что на плитах, отмечающих границы Ахетатона, упоминается ряд египетских божеств во главе с Амоном, вскоре запрещается культ Амона, его жены Мут и их сына Хонсу (фиванская триада богов). Ок. 1356 до н. э. Атон окончательно провозглашается единственным богом, и к 1353 до н. э. начинаются преследования почитания всех других культов, прекращается строительство храмов, искореняются сами слова «бог» и «боги» - даже Атон именуется не иначе как «властитель», его имя, подобно царскому, заключается в картуши.

В новой по сути религии особое место уделяется также прославлению божественности самого фараона - он считается возлюбленным сыном и соправителем Атона, «единственным познавшим истинного бога» и способным вступать в прямое общение с воплощенным солнцем. В столице пышно отмечаются годы их «совместного» царствования.

Прежнее жречество в правление Эхнатона утрачивает свои позиции, новое жречество Атона и придворная элита царя состоят главным образом из вышедшей из низов служилой знати (широко распространенное имя этого времени - «Эхнатон меня сделал»). При Эхнатоне, всецело поглощенном религиозной реформой, практически не ведутся завоевательные походы, не поддерживается контроль Египта над Палестиной и Сирией, ослабевают связи с Вавилонией и др. государствами Ближнего Востока, Египет теряет в этом регионе своего главного союзника - государство Митанни и не противостоит росту могущества своего будущего соперника в Сирии - Хеттского царства.

Преобразования Эхнатона, в значительной мере вызванные политическими целями, несли на себе, однако, печать искренней и даже фанатичной веры. Для поклонения Атону строятся многочисленные храмы, представляющие собой большие открытые дворы с пилонами - отныне молитвы человека возносятся к самому богу, между ними не существует преград. Сам Атон изображается не в привычном антропоморфном облике, но в виде солнечного диска, лучи которого оканчиваются ладонями со знаками «анх» - символом жизни, силы и благодати, которые он протягивает обращенным к нему в молитве фараону и его супруге. Религиозная реформа отразилась на всех сторонах жизни Египта: в искусстве формируется новый образ человека, в изображениях царя, Нефертити и приближенных подчеркиваются главным образом милосердие и благость, мягкая красота и открытость души миру эмоций.

Эхнатон и Нефертити имели 6 дочерей, младшая из которых Анхесенпаатон стала супругой Тутанхатона (изменившего имя на ), старшая - Меритатон - супругой Семнехкара, в конце царствования Эхнатона объявленного его соправителем (после смерти фараона правил около 2 лет). Судьба Нефертити после появления новой жены Эхнатона Кийа, от которой он имел одного или двух сыновей, неизвестна.

При юном Тутанхатоне царский двор покидает столицу, восстанавливаются культы всех богов и позиции фиванского жречества Амона. Впоследствии имя Эхнатона предается забвению и даже не включается в списки правивших в Египте царей.

Курс на укрепление царской власти путём возвышения незнатных чиновников и усиления религиозной роли монарха, начатый фараоном Аменхотепом III , продолжил его сын от брака с неродовитой Тэйе, Аменхотеп IV(правил в 1365–1349 гг. до н. э.; по другой датировке – в 1351–1334 до н. э.). Уже в первые годы его царствования стал ещё больше выдвигаться реформированный культ бога Ра – Ра-Харахте. С 1361 г. до н. э. его начали отождествлять с богом солнечного диска – Атоном . Верховным жрецом этого нового культа сделался сам фараон.

Эхнатон - фараон-мятежнки. Видеофильм

Вначале Атон чтился на юге Египта, в Фивах , где ему близ Карнака был возведен особый храм. Однако около 1359 г. до н. э. Аменхотеп IV решил покинуть эту старую столицу XVIII династии и построил себе новую – в Среднем Египте, близ современного селения Телль эль-Амарна, в месте, которое ранее «не принадлежало ни богу, ни богине», вне какого-либо египетского округа (нома) с его традиционными культами. Религиозно-политические преобразования Аменхотепа IV получили поэтому название «амарнской реформы» , и весь этот период египетской истории именуется «амарнским».

Новое на сайте

>

Самое популярное