Домой Тормоза 123 лицо в русском языке. Как определить лицо глагола? Различия в категории лица между русским и английским языком

123 лицо в русском языке. Как определить лицо глагола? Различия в категории лица между русским и английским языком

Местоимение является самостоятельной частью речи. Его особенность в том, что оно указывает на предмет, свойство, количество, но не называет их. Само слово «местоимение» говорит о замещающей функции этой части речи. Термин является калькой с латинского pronomen, а оно - с греческого antonymia, которое дословно переводится «вместо имени».

Местоимения - одни из самых частотных слов. Они занимают третье место по частоте употребляемости. На первом месте - существительные, на втором - глаголы. Однако из 30 наиболее частотных слов целых 12 местоимений. 5 из них - личные, остальные распределены по разным разрядам. Местоимения третьего лица в русском языке занимают важную нишу. Их 3 среди наиболее частотных слов - он, она, они.

Разряды местоимений

В школе тема местоимений начинает изучаться с 4 класса.

Выделяют такие группы местоимений, как личные, притяжательные, возвратные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные.

Личные местоимения обозначают лицо или предмет: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Притяжательные указывают на принадлежность кому-либо и отвечают на вопрос: «Чей?». Это мой, твой, его, ее, наш, ваш, их и лишенное лица - свой.

Возвратные (себя, себе ) - на обращенность на себя.

Вопросительные (кто, что, когда и др.) используются в вопросительных предложениях.

Относительные (те же кто, что и др., но в придаточных предложениях) играют роль союзных слов.

Неопределенные (кто-то, чей-нибудь, некоторый и др.) используются, когда нам неизвестно количество, предмет или признак.

Отрицательные (никто, ничей, нигде и др.) указывают на отсутствие всего указанного.

Указательные направляют наше внимание на конкретные предметы и признаки, а определительные (сам, весь, другой и др.) - помогают их уточнить.

Категория лица

Категория лица показывает отношение действия к говорящему. Ей обладают глаголы и некоторые местоимения. Как известно, существует 3 лица. Первое лицо указывает на говорящего(-щим) или принадлежность говорящему(-щим): я, мы, мой, наш . Второе лицо - на собеседника (-ов) или принадлежность собеседнику(-ам): ты, вы, твой, ваш. Третье - указывает на предмет, явление или лицо, о котором ведется речь или принадлежность этому лицу(лицам). Какие местоимения относятся к 3 лицу? Он, она, оно, они, его, ее, их.

Категория лица есть у личных и притяжательных местоимений. Личные местоимения можно соотнести с существительными. Они отлично заменяют их в предложениях и обладают теми же категориями: родом, числом и падежом. Они указывают на предмет, явление или лицо и играют в предложении роль подлежащего. А притяжательные сходны с прилагательными. Они тоже имеют род, число и падеж, но согласуются с существительными и указывают на признак предмета - его принадлежность.

Личные местоимения

Личные местоимения играют огромную роль в языке. Со слова «я» начинается самосознание каждого ребенка. Как только малыш начинает говорить о себе в первом лице, а не в третьем, называя себя по имени, начинается новый период развития. Обычно это происходит в три года.

Без слов «ты» и «вы» нам было бы гораздо сложнее обращаться к собеседнику. А местоимения третьего лица - он, она, оно, они - сокращают речь и помогают избежать лишних повторов и ненужных поисков синонима.

Местоимения первого лица - я и мы. Второго - ты и вы . Третьего - самые многочисленные из-за наличия категории рода. Есть целых 3 местоимения третьего лица единственного числа - он, она, оно. И всего одно во множественном - они. Так же, как прилагательные, оно лишено рода и универсально для всех родов, поэтому всего одно.

Как же склоняются личные местоимения третьего лица по падежам?
Можно заметить интересную закономерность. В косвенных падежах местоимения третьего лица имеют окончания прилагательных -его (ср.: синего ). Однако у местоимения она форма родительного и винительного падежа ее составляет исключение. У прилагательных в этих случаях будут окончания -ей (синей ) и -юю (синюю).

Склонение местоимений без предлогов

Именительный (кто, что?) - Он, она, оно, они.
Родительный (кого? чего?) - его, ее, его, их.
Дательный (кому? чему?) - ему, ей, ему, им.
Винительный (кого? Что?) - его, ее, его, их.
Творительный (кем? Чем?) - им, ей, им, ими.
Предложный (о ком? О чем?) - о нем, о ней, о нем, о них.

Почему в последнем случае без предлога не обошлось? Как известно из школьного курса, предложный падеж так называется именно потому, что в нем невозможно употребление существительных и местоимений, лишенных предлогов.

Предлоги

Давайте посмотрим, как склоняются местоимения третьего лица с предлогами.
В именительном падеже предлоги не применяются.
К предлогам родительного падежа относятся: Без, у, с, от, до, из, около, возле, подле, для (него, нее, них )

В таком случае местоимение отвечает на более многочисленный круг вопросов. К вопросам родительного падежа «кого? », «чего? » добавляются предлоги: «Без кого? - без него. Из чего? - из него ». Во всех косвенных падежах при появляются вопрос с пространственным значением: "Где? Куда? Откуда?"

Предлоги дательного падежа - к и по (нему, ней, ним ) Вопросы "Где? Куда?" - к ней!
Предлоги винительного падежа - на, за, под, в, во, через, про (него, нее, них ) Вопросы также "Где? Куда?"
Предлоги творительного падежа - над, за, под, перед, с, со, между (ним, ней, ними )
Предлоги предложного падежа - в, о, об, на, при (нем, ней, них ). Отвечают они на вопрос "О ком? О чем? Где?"

Загадочная буква н

Можно заметить, что при употреблении всех этих предлогов в начале местоимений прибавляется н-: с ним, по ней, за него, между ними. Исключение составляют производные предлоги: благодаря, согласно, вопреки, навстречу. Например, навстречу ему.

Откуда же взялась загадочная буква н? Несколько веков назад предлоги в, к и с имели другой вид - вън, кън, сън. Они состояли из 3 звуков. Буква Ъ - ер, звучала как приглушенный гласный. Получается, что местоимения с предлогами писали так: вън его, кън ей. Предлоги со временем упростились, а вот согласное н прижилось в языке и стало восприниматься как часть самих местоимений. Поэтому употребление этой буквы распространилось и на другие предлоги, к которым первоначально это не относилось.

Еще немного истории

Можно заметить еще одну странную особенность. Форма именительного падежа местоимений как будто никак не соответствует косвенным. Это не случайно. Действительно, когда-то в языке существовали такие указательные местоимения: для мужского рода - и, для женского - я, для среднего - е. Именно их формами и являлись привычные «его, им, ее»... Но эти короткие местоимения легко путались с союзом и, а также местоимением я.

Существовали и другие указательные местоимения: знакомые нам он, она, оно. Однако склонялись они по-другому:
Именительный - он.
Родительный - оного.
Дательный - оному.
Творительный - оным.
Предложный - об оном .

Местоимение третьего лица множественного числа тоже существовало - оные или оны .
Из-за удобства именительный падеж первых местоимений (и, я, е) заменился именительным падежом вторых. А вот косвенные формы остались. Косвенные падежи от местоимения «он» тоже никуда не исчезли. Они употреблялись в языке и некоторые из них живы до сих пор. Они носят архаичный или ироничный характер: во время оно, за неимением оного.

Притяжательные местоимения третьего лица

Притяжательные местоимения первого лица - это мой, наш . Второго - твой, ваш . Третьего - его, ее и их . Почему их на одно меньше? Куда пропало местоимение среднего рода? Дело в том, что оно совпадает с местоимением мужского рода - его.
А вот притяжательные местоимения третьего лица по падежам не склоняются. Все они соответствуют формам родительного или винительного падежа личных местоимений: его, ее, его, их . В предложениях они не меняются (ее шапка - ее шапку ) в отличие от тех же местоимений первого и второго лица: (моя шапка - мою шапку, твоя шапка - твою шапку ).

Ошибки при употреблении личных местоимений

Одна из возможных ошибок - пропуск буквы -н после предлогов. «Возле его росли деревья», «пришел к ей в гости» - звучит неграмотно.

Использование местоимений в качестве слов-заместителей может порождать двусмысленности. Поэтому нельзя использовать местоимение, если в предыдущем предложении нет замещаемого слова. Особенно коварна такая ситуация, если в предложении есть другое слово того же числа или рода. Это может создать даже комический эффект.

Ленский вышел на дуэль в панталонах. Они разошлись, и раздался выстрел.

Здесь хоть и назван один из участников дуэли, но присутствует слово во множественном числе. Поэтому «они» оказывается отнесенным к слову «панталоны». Вот как осторожно нужно обращаться с местоимениями третьего лица! Примеры доходят до абсурда:

Герасим был очень предан барыне и сам ее утопил.

Ситуация аналогична, только местоимение «ее» и близкое по форме существительное оказались в одном предложении. Слово «собачка» или имя «Муму» затерялось где-то в предыдущих предложениях, а «барыня» оказалась в опасном соседстве местоимения.
Если предложение содержит несколько существительных одного рода или числа, то в следующем предложении или второй части сложного предложения также некорректно использовать замещающие местоимения.

Из США на почту пришла посылка. Скоро она закрылась на обеденный перерыв (Почта или посылка?)

В разговорной речи местоимения употребляются гораздо чаще и в ней допустимо использовать их и при отсутствии замещающих слов. Дело в том, что в жизни сама ситуация часто подсказывает, о чем идет речь, а говорящему могут помочь мимика и интонация. А вот в письменной речи или при устном выступлении таких ошибок необходимо избегать.

Ошибки при употреблении притяжательных местоимений

Поскольку притяжательные местоимения третьего лица совпадают с формами родительного и винительного падежа личных местоимений, ошибочным оказывается их образование по образцу других притяжательных местоимений и добавление суффикса -н и окончания -ий/ый, характерных для прилагательных. Всем известно, что несуществующее слово «ихний» в речи человека оно характеризует его культуру и грамотность не с лучшей стороны. Талантливый писатель может сыграть и на ошибках в речи. Чтобы воспроизвести просторечный стиль письма крестьянского мальчика, А.П. Чехов помимо других слов использует и ошибочную форму местоимения: «...А она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать ». Но все же писатели на то и мастера слова, что отлично осознают нормы языка и именно благодаря этому могут играть отклонениями от этих норм.

Выводы

Таким образом, местоимения третьего лица - это хоть и короткие, но очень важные слова и в речи почти невозможно без них обойтись. Поэтому важно хорошо знать правила их склонения и употребления и грамотно пользоваться этими словами.

Мы научимся правильно употреблять личные местоимения. Узнаем их значения. Научимся правильно определять падежные окончания личных местоимений.

Мы с сестрой ходили на ёлку. Она была очень нарядная, праздничная.

(Непонятно кто была нарядная, девочка или ёлка)

Как необходимо написать . Мы с сестрой ходили на ёлку. Ёлка была очень нарядная, праздничная.

А вот ещё: Клоун подарил шарики ребятам. Они были круглые, вытянутые и длинные.

(Ребята были вытянутые и длинные).

Как необходимо написать. Клоун подарил шарики ребятам. Шарики были круглые, вытянутые и длинные.

Нас запутало местоимение.

Местоимение — это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.

Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.

Разряды местоимений по значению

Выделяют 9 разрядов местоимений по значению:

1. Личные : я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они).

2. Возвратное : себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали).

3. Притяжательные : мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен).

4. Указательные : этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.

5. Определительные : сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

6. Вопросительные : кто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество.

7. Относительные : те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).

8. Отрицательные : никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака.

9. Неопределенные : некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь.

Разряды местоимений

местоимений

Местоимения

Как изменяются

местоимения

я, ты, он (она, оно), мы вы, они

По лицам, падежам местоимение 3-го лица он изменяется по родам

Вопросительные

местоимения

кто?, что?, какой?, чей?, сколько?, каков?

Изменяются по родам и числам. Местоимения кто?, что? не изменяются по родам и числам

Возвратные

местоимения

Оно не имеет именительного падежа, рода и числа

Относительные местоимения

кто, что, какой, который, чей, сколько, каков

Изменяются по падежам

Неопределенные

местоимения

некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь и др.

Неопределенные местоимения кроме некто, нечто, изменяются по падежам.

Также некоторые неопределенные местоимения

Отрицательные местоимения

никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего

Изменяются по падежам. Местоимения некого и нечего не имеют именительного падежа

Притяжательные местоимения

мой, твой, свой, наш, ваш

Изменяются по родам, падежам, числам

Указательные местоимения

тот, этот, такой, таков, сколько

Местоимения тот, этот, такой, изменяются по родам, падежам, числам. Местоимение таков изменяется по родам и числам

Определительные местоимения

весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой

Изменяются по родам, падежам, числам

Личные местоимения имеют морфологический признак лица :

1 лицо: я, мы;

2 лицо: ты, вы;

3 лицо: он, она, оно, они.

У личных местоимений есть морфологический признак числа . Личные местоимения бывают единственного (я, ты, он, она, оно) и множественного (мы, вы, они) числа.

Все личные местоимения имеют постоянный признак рода.

Местоимения я и ты общего рода: я, ты пришел — я, ты пришл-а.

Местоимение он мужского рода: он пришел.

Местоимение она женского рода: она пришл-а.

Местоимение оно среднего рода: оно пришл-о.

Местоимения множественного числа мы, вы, они не охарактеризованы по роду. Можно говорить об одушевленности личных местоимений, поскольку В. п. у них совпадает с Р. п. (нет тебя — вижу тебя).

Все личные местоимения изменяются по падежам , т. е. склоняются. В косвенных падежах с предлогом к местоимениям 3 лица прибавляется н: у него, к ним, от нее. Прибавления не происходит при производных предлогах в течение, благодаря, согласно, вопреки и др.: благодаря ей, согласно ему.

лицо

ед. ч., Падежи — им. (рд., дт., вн., тв., пр.)

мн. ч., Падежи — им. (рд., дт., вн., тв., пр. )

я (меня́, мне, меня́, мной/мно́ю, обо мне)

мы (нас, нам, нас, на́ми, о нас)

ты (тебя́, тебе, тебя́, тобой/тобо́ю, о тебе́) Вы (Вас, Вам, Вас, Ва́ми, о Вас)

вы (вас, вам, вас, ва́ми, о вас)

он (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём) она́ (её/неё, ей/ней, её, ей/е́ю/ней/не́ю, о ней) оно́ (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём)

они́ (их/них, им, их/них, и́ми/ни́ми, о них)

Говорите правильно местоимение ИХ!

Их одежда

Мальчик - Я выучил.

Девочка - Я выучила.

Личные местоимения 1-го и 2-го лица не изменяются по родам.

Рис. 4.

Ты, Петя,выучил урок, а ты, Маша?

«Да!- сказала Маша - « Я выучила!» « И я» -сказал Петя.

Рис. 5.

Мальчики, вы выучили уроки?

Девочки,вы пойдёте в школу?

Мы -ответят про себя и мальчики и девочки.

Исправим предложение, указывая лицо, число, падеж, если возможно род местоимений.

1. Раз на перемене подошёл ко (я) товарищ.

Подошёл (к кому?) ко мне - это местоимение 1-го лица единственного числа дательного падежа.

2. Подарить (ты) обезьянку?

Подарить(кому?) тебе - это местоимение 2-го лица единственного числа дательного падежа.

3. (Она) Яшкой зовут.

Зовут (кого?) её - это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода родительного падежа.

4. Папа на (мы) с Яшкой сердится.

Сердится (на кого?) на нас - это местоимение 1-го лица множественного числа винительного падежа.

5. Пусть она пока у (ты) поживёт.

Поживёт (у кого?) у тебя - это местоимение 2-го лица единственного числа родительного падежа.

6. С (она) весело.

(С кем?) с ней - это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода дательного падежа.

7. Так у (я) появилась обезьянка.

(У кого?) у меня - это местоимение 1-го лица единственного числа винительного падежа.

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.

3. Русский язык в странах СНГ ().

1. Прочитайте стих Цветаевой. Найдите в тексте местоимения, определите их разряд.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Потому что лес — моя колыбель, и могила — лес, Оттого, что я на земле стою — лишь одной ногой, Оттого, что я о тебе спою — как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной, Ты будешь ничей жених, я — ничьей женой, И в последнем споре возьму тебя — замолчи!

2. Прочитайте. Спишите. Подчеркните личные местоимения. В скобках напиши к ним падежные вопросы.

Третья часть Земли занята сушей. Остальное- вода! В ней живут самые разные морские животные. Среди них есть крошечные, с булавочную головку, и крупные, такие, как киты. В океанах живут акулы. Они тоже бывают разные. Есть акулы-карлики. А есть гигантские акулы. Весят они до 20 тонн.

3. Спишите предложения, вставляя недостающее местоимение в нужной форме.

1) Концерт пианиста … понравился. Его игра произвела на … прекрасное впечатление.

2) Я вчера весь вечер звонил …, но у … постоянно было занято.

3) Я учусь с Володей с первого курса. Я очень хорошо знаю … и давно

дружу с …

4) У меня есть младшая сестра. Вечером я хожу за … в детский сад.

4.* Напишите диалог на любую тему, используя как можно больше личных местоимений в разных падежных формах.

Конспект урока + презентация

Тема: " Местоимения 1-го,2-го и 3-го лица."

Цель: усвоение темы урока.

Задачи:

I . Обучающая:

Знакомство детей с:

Местоимениями

Местоимениями 1-го лица

Местоимениями 2-го лица

Местоимениями 3-го лица

С родом местоимениями 3-го лица единственного числа

II . Развивающая:

1) Развитие умений и навыков:

Определение местоимения как части речи

Определение лица местоимения

Определение рода местоимения в 3-м лице единственном числе.

2) Развитие психических процессов:

Восприятие

Внимание

Воображение

Мышление

· сравнение

· обобщение

3) Развитие речи:

Произносительный уровень

Лексический уровень

Грамматический уровень

Уровень связного высказывания.

III . Воспитательная:

Воспитание нравственной личности:

Активность

Ответственность

Самостоятельность

Чувство собственного достоинства

Уважение к достоинству других.

Оборудование: доска, наглядность.

Ход урока.

I . Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте!)

Меня зовут Валерия Михайловна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

II . Словарная работа.

Замените одним словом и запишите.(Выполняет один ученик одно слово на доске)

1. Почтовый служащий,разносящий письма и газеты (Почтальон) .

2. Снежная буря (Вьюга) .

3. Вход в здание (Подъезд).

4. Растолковать, сделать понятным (Объяснить) .

5. Верхняя легкая одежда женщин (Платье) .

6. Животное, близкое по строению к человеку (Обезьяна) .

Проверим (Слайд 2)

III . Актуализация ранее полученных знаний .

Запишите предложение со словосочетанием " съёмка фильма " (В съёмке нового фильма участвуют известные актеры.). (Слайд 3)

Указать части речи.

Указать зависимые слова.

Указать падеж у имен существительных и прилагательных.

Ребята, что такое местоимение? (Это часть речи, которая не называет предмет,а указывает на него). (Слайд 4).

Для чего употребляем местоимения?

IV . Этап усвоения новых знаний.

На доске вы видите местоимения и таблицу. Давайте разберемся как её заполнить.(Слайд 5)

Когда говорит кто-то от первого лица? (Я) .

А если я и еще кто-то? (Мы) .

А во втором лице? (Ты и вы) .

А если говорим о ком-то? (он /она/оно, они) .

С каждым ответом вывешиваю правильные ответ в таблицу. (Слайд 6)

Ед.ч. Мн.ч.

1 лицо я мы

2 лицо ты вы

3 лицо он/она/оно они

Ребята, а в каком лице можно в единственном числе еще и по родам изменять?

Прочитаем правило на стр. 52 (Дети читают).

V . Этап развития умения и навыка.

С подсказкой

Давайте выполним упражнение 377 (Дети читают). (Слайд 7)

Нужно определить лицо, число в выделенных местоимениях. (она - ед.ч. , 3 л. ,ж.р. , ты - ед.ч. , 2 л. , он - ед.ч. , 3 л. , м.р.) .

Без подсказки

На доске записан текст, где нужно заменить имена существительные местоимениями:

Целый день ребята трудились. Ребята строили снежную горку во дворе. Только к

обеду горка была готова. Ребята полили горку водой и побежали домой обедать.

(По Н. Носову. 24 слова) . (Ребята - они - дети. Они - мн.ч. , 3 л. . Горка - она. Она -ед.ч. , 3 л. , ж.р.).

VI . Обобщение.

Итак, ребята, что такое местоимение? (- это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него) .

Назовите местоимение

1-го лица ед.ч. ? (я) мн.ч. ? (мы)

2-го лица ед.ч. ? (ты) мн.ч. ?(вы)

3-го лица ед.ч. ? (она, он, оно) мн.ч. ? (они)

VII. Задание на дом.

Стр. 53 Упр. 378, правило на стр. 52.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: «Местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица.» Учитель 4 класса «Б» Гаврилова В.М.

Словарь: Почтальон, вьюга, подъезд, объяснить, платье, обезьяна.

съёмка фильма В съёмке нового фильма участвуют известные актеры.

Местоимение Это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.

Местоимения Ед. ч. Мн. ч. 1 лицо 2 лицо 3 лицо

Местоимения Ед. ч. Мн. ч. 1 лицо я мы 2 лицо ты вы 3 лицо он / она / оно они

Упражнение 377 Она - ед.ч. , 3 л. ,ж.р. Ты - ед.ч. , 2 л. Он - ед.ч. , 3 л. , м.р.

Целый день ребята трудились. Ребята строили снежную горку во дворе. Только к обеду горка была готова. Ребята полили горку водой и побежали домой обедать. (По Н. Носову.)

Целый день ребята трудились. Они строили снежную горку во дворе. Только к обеду она была готова. Дети полили горку водой и побежали домой обедать. (По Н. Носову.) Они - мн.ч. , 3 л. Она - ед.ч. , 3 л. , ж.р.

Что такое местоимение? Это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.

Назовите местоимение 1-го лица ед.ч. ? (я) мн.ч. ? (мы) 2-го лица ед.ч. ? (ты) мн.ч. ?(вы) 3-го лица ед.ч. ? (она, он, оно) мн.ч. ? (они)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 4 класс. Тема: Местоимение. закрепление.

Обобщение и систематизация знаний о местоимении.Развитие умения правильно употреблять местоимения в речи, в тексте.Развивать умения правильно писать местоимения с пердлогами.Воспитывать интерес к русс...

открытый урок по русскому языку 4 класс, тема:"Местоимение"

Данный урок завершает изучение "Местоимения", обобщает и приводит в систему знания, полученные при изучении этой темы....

Русский язык. 4 класс Тема: Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном

Обобщающий урок по русскому языку в 4 классе. На уроке устанавливали сходства и различия между именем прилагательным и существительным....

В русском языке присутствует такая словоизменительная грамматическая категория как лицо глаголов. С ее помощью можно узнать, кто именно совершает конкретное действие. Существуют три лица глагола как в единственном, так и во множественном числе.

Что такое лицо глагола в русском языке?

Лицо глагола в русском языке – это словоизменительная грамматическая категория глаголов, выражающая соотнесенность называемого глаголом действия к участникам речи. То есть, лицо глагола указывает на то, кто совершает действие. Категория лица присуща глагольным формам настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, а также формам повелительного наклонения.

Значение категории лица глаголов

В русском языке существует три лица глагола в единственном и во множественном лице, выражающих различное значение называемого глаголом действия.

Единственное число:

  • 1 лицо глагола – обозначает, что действие относится непосредственно к говорящему, он является субъектом речи варю кофе, я куплю яблок) .
  • 2 лицо глагола – указывает на соотнесенность действия к собеседнику (ты читаешь книгу, ты построишь дом) .
  • 3 лицо глагола – выражает отношение действия к лицу либо к предмету, который не участвует в речи (он идет в кино, она погладит рубашку) .

Множественное число:

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

  • 1 лицо глагола – обозначают действие, которое относится к группе лиц, включая говорящего (мы спим, мы решим задачу).
  • 2 лицо глагола – указывают на действие, которое относится к группе лиц, включая собеседника (вы думаете о лете, вы поедете в горы) .
  • 3 лицо глагола – выражают отнесенность действия к группе предметов либо лиц, которые не принимают участие в речи (они собирают грибы, они уберут в доме) .

Как определить лицо глагола?

Для определения лица глагола выделите личное окончание глагольной формы, определите ее значение в контексте речи, а также поставьте вопросы:

  • Глаголы 1 лица отвечают на вопросы : Что делаю? Что сделаю? Что делаем? Что сделаем?
  • Глаголы 2 лица : Что делаешь? Что сделаешь? Что делаете? Что сделаете?
  • Глаголы 3 лица : Что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают?

Для удобства определения лица глагола, приводим личные окончания и примеры употребления лиц глаголов таблицей:

Изъявительное наклонение Повелительное наклонение
Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число
1-е лицо Я улыбаю сь;
Я построю
Мы улыбаем ся;
Мы построим
Давайте мы улыбнем ся;
Давайте мы построим
2-е лицо Ты улыбаешь ся;
Ты построишь
Вы улыбаете сь;
Вы построите
Улыбай ся;
Построй
Улыбайте сь;
Постройте
3-е лицо Он улыбает ся;
Она построит
Они улыбают ся;
Они построят
Пусть он улыбает ся;
Пускай она построит ;
Пусть они улыбают ся; Пускай они построят ;

В повелительном наклонении формы 1-го и 3-го лица образуются при помощи частиц давайте, да, пусть, пускай .

Письменная речь всегда вызывала и будет вызывать намного больше затруднений, чем устная, потому что русский язык содержит очень мало слов, одинаковых при письме и говорении. Одна из проблем письменной речи, часто встающая перед школьниками и студентами, – как определить лицо глагола. Для того чтобы сделать это быстро и правильно, существует немало рекомендаций и примеров.

Что такое лицо глагола

Решая проблему, что такое лицо глагола, важно учитывать, что эта грамматическая категория относится к числу его непостоянных признаков. Она позволяет определить, кто осуществляет действие и каково число участников речи.

Лицо и число являются изменяемыми грамматическими категориями, служащими для образования форм слова.

Умение определять этот признак необходимо для проведения , в котором обязательно точное знание постоянных и непостоянных признаков данной части речи.

А также оно может понадобиться для орфографически правильного записывания текста.

Лица глаголов указывают на того, кто совершает действие. Однако не во всех случаях можно определить соотнесенность действия с участником речи. Поэтому эта категория присуща не всем словам данной части речи.

Свойственна она следующим формам:

  • повелительное наклонение;
  • изъявительное наклонение будущего времени;
  • изъявительное наклонение настоящего времени.

Ни в каких других случаях (прошедшее время, инфинитив) существование данной категории невозможно – она отсутствует.

Таблица лиц глагола в русском языке

У глагола в русском языке обозначено три разновидности лица, они могут определяться как в единственном, так и во множественном числах. Каждое сочетание этих двух признаков имеет свое значение.

Разобраться в этих значениях поможет таблица:

Ед. ч. Мн. ч.
1-е л. Непосредственная соотнесенность названного действия с говорящим (субъектом речи):

я найду клад; я читаю роман.

Соотнесенность действия с определенной группой лиц, включая говорящего:

мы дышим воздухом; мы читаем роман.

2-е л. Соотнесенность названного действия к собеседнику:

ты найдешь клад; ты купишь конфет.

Соотнесенность действия с определенной группой лиц, включая собеседника:

вы рассказываете; вы купите пирожных.

3-е л. Соотнесенность названного действия с объектом (существом/предметом), не участвующим в речи:

он найдет клад; она идет в школу.

Соотнесенность действия с группой лиц или предметов, не участвующих в речи:

они идут в театр; они получат приз.

Важно! У 3 л. единственного числа объект может быть выражен тремя вариантами дополнительного значения: объект мужского рода (он), женского рода (она) и среднего рода (оно).

Как узнать лицо?

Определение лица глаголов настоящего и будущего времени становится простой задачей, если следовать несложным рекомендациям. Лучше всего эти советы запомнить.

Данный признак можно определить по вопросу:

  • Что делаю/что сделаю? (рисую/нарисую) Что делаем/что сделаем? (рисуем/нарисуем) – говорит о принадлежности слова к 1 л.;
  • Что делаешь/что сделаешь? (рисуешь/нарисуешь) Что делаете/что сделаете? (рисуете/нарисуете) – на такие вопросы отвечают глаголы 2 лица единственного числа;
  • Что делает/что сделает? (рисует/нарисует) – вопросы 3 л. единственного числа. У 3 лица множественного числа вопросы что делают/что сделают? (рисуют/нарисуют).

Простейший способ – подстановка личных местоимений. Местоимения подбираются подходящие по смыслу, их список надо выучить наизусть:

  • 1л.: если к действиям подходят местоимения я, мы (я лежу, мы лежим);
  • 2 л.: если подходят ты, вы (ты лежишь, вы лежите);
  • 3 л.: если подходят он, он, оно, они (он лежит, они лежат).

Формальные признаки – личные окончания слов:

Такую табличку лучше начертить на отдельном листе как шаблон. Подобрать свои примеры, по которым информация об окончаниях хорошо запомнится, и пользоваться ею при выполнении задания.

  1. Важно запомнить, что лицо у слова, обозначающего действие, совершенное в прошедшем времени, определять не требуется. То же самое относится к инфинитиву – .
  2. Применять все способы лучше до тех пор, пока определение грамматической категории не станет простой задачей. Затем можно выбрать один понравившийся метод. При возникновении затруднений проверять себя следует по хорошо всем знакомым способам определения лица глагола в настоящем и будущем времени.

Объяснить явление можно следующим образом: лица единственного числа и множественного всех форм совпадают. Например: кушал (ед.ч.) – так можно сказать в отношение всех трех форм: я кушал, ты кушал, он кушал. Точно так же обстоит дело со множественным числом. Так, форма 3 л. множественного числа совпадает с формами 1 л. и 2 л. в том же числе: они кушали – мы кушали, вы кушали.

Поэтому в морфологическом анализе у глагола, обозначающего действие, совершенное в прошедшем времени, это значение опускается.

Перед тем как определить лицо глагола, придется повторить рекомендации и воспользоваться специальным
алгоритмом.

Последовательность действий будет следующей:

  1. Выписать слово для выполнения задания.
  2. Определить его время. Настоящее или будущее – проводим дальнейший анализ.
  3. Подобрать местоимение, которое подходит по смыслу. Узнать или вспомнить его личную принадлежность – эти категории у слов обеих частей речи совпадают. Например, если к слову приходи подходит ты (местоимение 2 л. единственного числа) – то у глагола приходи будет тоже 2 л.
  4. Задать вопрос, при его помощи установить значение данной категории.
  5. Выделить окончание – формальный признак. Кстати, этот способ является самым надежным. По таблице окончаний глаголов можно определить личную принадлежность.

Определение лица возвратного глагола

Показателями возвратного глагола являются постфиксы (суффиксы в позиции после окончания) –ся и –сь. Например: купаться, смеяться, учиться, надеялась, понизилось, собрался, выбрались.

Важно! Рядом со словами этой формы никогда не могут стоять существительные и местоимения в винительном падеже.

Для того чтобы установить участника действия, обозначаемого словом в данной форме, нужно выполнить следующее:

  1. Выписать его вместе с примыкающим к нему или существительным.
  2. Подставить к существительному местоимение и/или по нему установить значение грамматической категории.

Например, прощаются, купаются, смеются – глаголы 3 л., т. к. к ним можно подставить «они» (3 л.); прощаешься, купаешься, смеешься – 2 лица единственного числа, т. к. к ним подходит местоимение «ты».

Полезное видео: Лицо и числа глаголов

Вывод

Одну из важнейших глагольных категорий важно знать и в теории, и отработать на практике. Научившись выполнять этот пункт морфологического разбора, в дальнейшем ученик или студент не будет допускать ошибок при письменном изложении своих мыслей.

Вконтакте

Новое на сайте

>

Самое популярное